Архив выставок

«Художественный мир Бриттена»

16.10.2013 – 01.12.2013

Главное здание

Музей приглашает посетителей выставки принять участие в социологическом опросе

Выставка посвящена 100-летию со дня рождения Бенджамина Бриттена (1913–1976), одного из величайших композиторов XX века. Его оперы «Питер Граймс» (1945), «Смерть в Венеции» (1973) и другие входят в репертуар оперных театров всего мира; его песенная, камерная и оркестровая музыка высоко оценивается как исполнителями, так и аудиторией.

Россия занимала особое место в жизни английского композитора. Самое раннее соприкосновение с культурой нашей страны было связано с музыкой П.И. Чайковского. Еще в юности Бриттен приобрел карманную партитуру Концерта для скрипки, а в дневниковых записях после 1928 года встречаются выражения полнейшего восхищения мелодическими открытиями, окрасками оркестровки и профессиональным мастерством русского композитора, особенно в музыке к балетам. Позднее Бриттен познакомился с музыкой Дмитрия Шостаковича и считал его одним из самых выдающихся советских композиторов. Он был потрясен Пятой симфонией, сильное впечатление на него произвела опера «Леди Макбет Мценского уезда», которая была поставлена в 1936 году в Куинз-Холле. В 1960 году Бриттен и Шостакович впервые встретились на концерте Ленинградского филармонического оркестра в Королевском фестивальном зале. К 1965 году их отношения переросли в близкую дружбу. Не менее теплые творческие и личные отношения связывали Бриттена с такими музыкантами и исполнителями, как Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Святослав Рихтер. Специально для М. Ростроповича Бриттен написал сонату, Симфонию для виолончели и три сюиты, которые стали самыми значительными произведениями в репертуаре виолончелиста. Бриттен также восхищался вокальным диапазоном и музыкальной интеллигентностью Г. Вишневской и как композитор, высоко ценивший процесс общения, ее способностью донести до слушателя суть произведения. В 1961–1962 годах он написал специально для Вишневской партию сопрано в «Военном реквиеме», а четырьмя годами позже – «Эхо поэта», глубокий и удивительно интуитивный цикл песен на стихи А.С. Пушкина.

В 1960-е годы у Бриттена был еще один источник вдохновения, связанный с Россией – возможность выступать вместе со Святославом Рихтером, которого он считал величайшим из современных пианистов. Бриттен присылал ему и его жене Нине Дорлиак множество своих сочинений. Рихтер особенно ценил Концерт для фортепиано (1938/45), исполнял его вместе с автором, который дирижировал оркестром. Святослав Рихтер умел особенным образом вникать в суть произведений русских и западных композиторов, которые исполнял на знаменитом Фестивале в Олдборо, организованном Бриттеном и Пирсом. Сохранилась запись 1967 года исполнения Рихтером и Бриттеном Сонаты ре мажор В.А. Моцарта для двух фортепиано. На ней запечатлено уникальное личное и художественное сопереживание и наслаждение от совместного творчества.

Неслучайно в год 100-летнего юбилея британского композитора именно в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где уже более 30 лет проходит международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», представлена выставка «Художественный мир Бриттена». Это своеобразная дань памяти выдающемуся композитору, а также возможность познакомиться с художественным миром, который его окружал. На выставке представлены уникальные фотографии, письма и другие документы, рассказывающие о взаимоотношениях Бриттена с российскими музыкантами и композиторами. Кроме того, впервые в России показаны произведениях из коллекции Бриттена – Пирса, которая была неотъемлемой частью жизни композитора.

Свою коллекцию произведений искусства композитор Бенджамин Бриттен и тенор Питер Пирс собирали на протяжении своей жизни, протекавшей в эпицентре британской культуры ХХ столетия. Пирс однажды сказал: «Это не история одного человека – это наша общая жизнь». Эта общность проявлялась не только в их динамичном музыкальном партнерстве, которое началось в 1930-е годы и продолжалось до смерти Бриттена в 1976 году, но и в подборке произведений искусства, украшавшей стены домов, где они жили. Коллекция возникла благодаря стремлению ее создателей к эстетическому удовольствию, она также стала результатом их творческих созидательных отношений и художественного сотрудничества. Ее составляют более 1200 произведений искусства – живопись, рисунки, гравюры, литографии, скульптура, а также костюмы и эскизы декораций. С самого начала Бриттен и Пирс стали собирать работы как английских, так и зарубежных художников. Их творчество обеспечило им знакомство и дружбу с целым рядом современных художников, многие из которых писали декорации к постановкам опер Бриттена. Так, например, Джон Пайпер (1903–1992), оформивший почти все оперы Бриттена от «Поругания Лукреции» в 1947 году до «Смерти в Венеции» в 1973 году, был близким другом и любимым художником композитора. На выставке представлены такие работы Дж. Пайпера, как «Абстрактная композиция» (1935), «Церковь в Олдборо» (1954), «Вариации на античные печати II» (1955) и др.

В коллекции есть и работы, подаренные Бриттену. Это, например, такие произведения, как «Стога сена. Ричмонд» (1913) Фредерика Спенсера Гора и «Лоустофт» (место рождения Бриттена) Джозефа Хермана, преподнесенные Бриттену на дни рождения в 1948 и 1951 годах. И, если Бриттен в основном приобретал или получал в дар произведения современных художников, то Пирс был серьезным меценатом и коллекционером. Работы художников XIX века, таких как Констебл  и мастера Нориджской школы, особенно привлекали его внимание. Им были приобретены картины «Апостол Павел и змея» (1803) Уильяма Блейка, которая была показана на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011–2012 годах, «Пейзаж Саффолка» (1820) и «Портрет Чарльза Голдинга Констебла» (1824) кисти Дж. Констебла.

Всего на выставке показано около 50 произведений, среди которых картины Джона Констебля, Уолтера Сикерта, Фредерика Спенсера Гора, Генри Лэмба, Макса Эрнста, Джона Пайпера и других. Дополняют выставку «Портрет Бенджамина Бриттена» (1945) кисти Генри Лэмба и скульптура из бронзы «Бенджамин Бриттен» (1966) Георга Эрлиха.

В коллекции Бриттена – Пирса, произведения из которой впервые представлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина, отразились биографии людей, живших в центре созданного ими художественного мира. Благодаря Фонду Бриттена – Пирса коллекция сохраняется, являясь свидетельством вкуса и творческого гения ее создателей. Выставка станет настоящим подарком для всех ценителей музыки и изобразительного искусства.

Связанные с событием новости:

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru