Архив выставок

Уильям Хогарт: анализ красоты

08.07.2014 – 21.09.2014

Главное здание

В рамках Года культуры Великобритании в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Уильям Хогарт: анализ красоты», посвященную графическому наследию британского живописца и гравера.

В экспозицию вошли 68 гравюр из фондов музея, созданных Уильямом Хогартом (1697—1764) в разные годы жизни, а также листы, выполненные по знаменитым картинам художника французскими граверами.

Помимо серий «Карьера проститутки» (1732), «Карьера мота» (1735), «Четыре времени суток» (1738), «До и После» (1736), «Модный брак»(1745), «Усердие и леность» (1747) на выставке представлены иллюстрации к теоретическому трактату Хогарта «Анализ красоты», давшему название экспозиции.

«Анализ красоты» (1753) — не научный труд, а скорее универсальное пособие, адресованное всем, кто хотел бы ответить на вопрос, что красиво и что безобразно в искусстве. Это сочинение – творческий манифест Уильяма Хогарта как художника.

В основе эстетической системы Хогарта — мысль о том, что единственно верный путь для профессионального художника — «обращение к природе», ему необходимо учиться «доверять чувствам» и создавать произведения, в которых отражаются события повседневной жизни. «Красота заключается в многообразии», — вот девиз, которым мастер руководствовался долгие годы.

Смелый реализм художника принципиально изменил британскую живопись XVIII столетия и оказал влияние на многие стилистические явления последующего времени. Хогарт разработал собственный способ изображения действительности, в основе которого лежали его наблюдения за жизнью и за людьми. Хогарта восхищала суета лондонских улиц, лица горожан, забавные сценки в пабах, на рынках и в церквях Лондона. Произведения художника подобны короткометражным фильмам, запечатлевшим рождение  мегаполиса, в котором уживаются столь непохожие друг на друга характеры.

Так, сюжетной основой для первого графического цикла «Карьера проститутки» (1732) послужили истории из жизни Молл Дейвис, фаворитки короля Карла II, и известной лондонской куртизанки Кейт Хакэбаут. В этой серии Хогарт выразил не только свои представления о морали и нравственности, но и впервые обратился к теме красоты.

Героем следующей серии гравюр «Карьера мота» (1735) стал Том Рейквелл. На выставке представлено восемь листов, каждый из которых повествует о каком-либо эпизоде из жизни городского повесы, который решил начать новую жизнь после смерти отца: прием для представителей богемы, пиры в скандально-известной таверне «Роза», посещение игорного дома, арест  за долги и счастливое спасение, бракосочетание  с одноглазой старухой.  Сразу несколько социальных типов художник объединил в гравюрах из цикла «Четыре времени суток» (1738), над которой он работал совместно с гравером Бернаром Бароном. Эта серия отличается особой повествовательностью, которая роднит произведения Хогарта с романами Генри Филдинга. Например, в первой композиции сюиты детально изображена утренняя жизнь лондонского района Ковент-Гарден: это и горожане, пирующие в кофейне Тома Кинга, и прихожанка, спешащая на мессу в церковь Святого Павла и другие подробности из жизни Лондона - города, ставшего для Хогарта неиссякаемым источником вдохновения подобно тому, как великие скульпторы прошлого вдохновляют современных художников. Об этом свидетельствует одна из самых знаменитых иллюстраций к трактату «Анализ красоты» - гравюра «Двор скульптора» (1753). Хогарт изобразил двор Джона Чира близ Гайд-парка, заполненный легендарными скульптурами прошлого, среди которых – Лаокоон, Геркулес Фарнезский и Венера Медицейская.

 

Основная часть произведений, представленных на выставке, находилась в коллекции московского знатока и собирателя графики Николая Васильевича Баснина (1843—1918). В 1918 году наследники Н.В. Баснина передали Румянцевскому музею завещанное коллекционером собрание — 8000 гравюр ведущих европейских школ. Гравюры британской школы насчитывали около 650 листов и включали 63 подлинных отпечатка Хогарта.

Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» позволит зрителю не только познакомиться с графическим наследием художника, но и погрузиться в атмосферу британского искусства XVIII века. К открытию выставки подготовлен каталог, в который вошли лучшие гравюры мастера из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

Куратор выставки: Татьяна Тютвинова. 

Связанные с событием новости:

В разделе пресса о нас

В Пушкинском музее научат анализировать красоту

08.07.2014

Язык публикаций: Русский

Известия

Выставка работ Уильяма Хогарта знакомит со страницами его трактата и гравюрами на поучительные сюжеты

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru