Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России

Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», подготовленная в рамках Перекрестного года культуры Великобритании и России, продолжает знакомство российского зрителя с искусством Великобритании. Ранее в музее прошли масштабные выставки произведений Уильяма Тёрнера и Уильяма Блейка. В прошлом году большим успехом у публики пользовалась экспозиция «Прерафаэлиты: викторианский авангард». Новый кураторский проект музея посвящен двум ярким представителям английского «эстетического движения», взгляды и творчество которых олицетворяли наступление эпохи модерна. 

В России имена Уайльда и Бердслея стали популярны в начале ХХ века. Почитателями, переводчиками и последователями Уайльда были Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Николай Гумилев и др. Большая роль в популяризации творчества Бердслея принадлежала литературно-художественным журналам Серебряного века «Аполлон», «Весы», «Золотое руно». 

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые в России представлены оригинальные рисунки Бердслея, а также ранние оттиски его гравюр из собраний лондонских музеев, включая Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Тейт. Ранее эти произведения были знакомы в России только по публикациям в художественных журналах. 

Всего на выставке показано более 150 произведений из британских и российских музеев, среди которых Национальная портретная галерея, Лондон, Британская библиотека, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская Галерея, Государственный Русский музей, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей Государственного Большого театра России, частные собрания. 

Открывает экспозицию зал, где продемонстрирована основная прижизненная иконография Уайльда (1854- 1900) и Бердслея (1872- 1898), в том числе фотографии и два живописных портрета Бердслея в исполнении художников Уолтера Сиккерта (1894) и Жака–Эмиля Бланша (1895). Несомненный интерес представляет литография Анри Тулуз-Лотрека, на которой изображен Оскар Уайльд на фоне здания парламента. Она создана художником на основе зарисовок после встречи с писателем в Лондоне. Важное место занимают рукописи из литературного архива писателя. Это, например, черновик стихотворения «In the Gold Room. Harmony» (1881), включенного в первый поэтический сборник Уайльда. Считается, что оно было навеяно картиной «Гармония» (1877) близкого к кругу прерафаэлитов художника Френсиса Дикси. Золотистые, лимонные, желтые тона – главные цвета эпохи. Неслучайно журнал, где сотрудничал Бердслей, был назван «The Yellow Book» («Желтая книга»). Один из номеров экспонируется на выставке. Здесь же можно увидеть экземпляр первого издания «Баллады Редингской тюрьмы» (1898) с правками автора и рукописный отрывок из нее, подаренный русскому переводчику и биографу писателя К.И. Чуковскому литературным душепризчиком Уайльда Робертом Россом (Рукописный отдел РГБ).

Обри Бердслей, посвятивший свое творчество книжной иллюстрации, создал неповторимый художественный язык. На выставке представлены его иллюстрации к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура», комедии Аристофана «Лисистрата», трагедии Шекспира «Гамлет», а также карикатуры. 

Особый раздел выставки – иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда «Саломея» (1891), которая стала главным связующим звеном между Уайльдом и Бердслеем. Необычные графические образы Бердслея, сопровождавшие текст первого английского издания, принесли книге всемирную известность. В иллюстрациях к этому произведению нашли воплощение главные составляющие стиля Бердслея: острота карикатуры, чувственность, увлечение японским искусством. Именно в них появляется мотив павлиньих перьев, часто используемый британскими эстетами и известный Бердслею благодаря «Павлиньей комнате» Джеймса Уистлера. На выставке представлена знаменитая «Павлинья юбка» Бердслея и другие работы, содержащие вариации этой темы. 

Рисунки Бердслея, как и произведения Уайльда, вдохновляли их коллег в России. Искусство Обри Бердслея было созвучно исканиям молодого поколения конца XIX – начала ХХ века, уже переживших серьезное увлечение литературой Оскара Уайльда

С изданий журнала «Мир искусств» началось знакомство русского зрителя с миром графических фантазий Обри Бердслея, который позже стал культивироваться в московских журналах «Весы» и «Золотое руно». Экспозиция соединяет работы известных и менее известных мастеров русского Серебряного века, ставших последователями художественных новаций Обри Бердслея. Среди них - Константин Сомов, Лев Бакст, Николай Феофилактов, Дмитрий Митрохин и другие. 

Одним из первых бердслеистов был Константин Сомов (1869 – 1939), входивший в объединение «Мир искусства». В своих работах он сочетал характерные для Бердслея лаконизм и линеарность с пунктирами и узорами. На выставке представлены две акварели «Как одевались в старину» (Дама и кавалер), 1903, и «L'Amour de la Marquise», 1914, и другие произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГРМ и ГТГ. 

Главный «московский Бердслей» Николай Феофилактов противопоставил орнаментальности как организующему ритмическому принципу произведения – композиции, дробящиеся на бесконечное множество миниатюрных «осколков», почти растворяющих сюжет. Восстановить его можно лишь усилием воображения. На выставке показаны графические работы Феофилактова для журнала «Золотое руно» из собрания ГТГ. 

Арабески Бердслея нашли отражение в творчестве Анны Ремизовой-Васильевой (Мисс), Дмитрия Митрохина, Сергея Лодыгина и других художников. 

Завершает выставку тема ранних постановок пьесы «Саломея» на русской сцене, в работе над которыми принимали участие Всеволод Мейерхольд, Ида Рубинштейн, Михаил Фокин, Александр Глазунов, Александр Таиров, Алиса Коонен и другие. В экспозицию включены несколько эскизов костюмов главной героини, выполненных Львом Бакстом, Александрой Экстер и другими художниками, а также кадры немого кино «Саломея» (1923, США) режиссера Чарльза Брайанта с Аллой Назимовой в главной роли. 

Внешние эпатажные проявления приверженцев английского эстетизма, их особый художественный быт – не заслоняют подлинный талант, способность неординарного взгляда на мир, неподражаемую элегантность и веру в высшую ценность искусства. 

Выставка демонстрирует широкий культурологический взгляд на историю российско-британских культурных связей благодаря участию крупнейших музеев, библиотек и частных коллекций двух стран. 

Специально для этой выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина и Британский Совет подготовили образовательную программу, в рамках которой будут проходить кинопоказы, встречи с кураторами выставки, известными литературоведами и искусствоведами. 

Русские бердслеисты:

Бакст Лев Самойлович (1866–1924)
Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
Лодыгин Сергей Павлович (1893 –1961)
Митрохин Дмитрий Исидорович (1883 – 1973)
Сомов Константин Андреевич (1869–1939)
Феофилактов Николай Петрович (1876 – 1941)

Материалы по теме:

«Московский Бердслей», «русский Оскар Уайльд»: английский эстетизм в русской культуре рубежа веков
Оскар Уайльд в кругу «Северного вестника»
«Мир искусства» и Обри Бердслей
1900-е годы: расцвет «русской славы» Оскара Уайльда и Обри Бердслея
Желтый цвет в английском и русском декадентском эстетизме
Английское искусство в «Скорпионе» и «Весах»
Московское «бердслианство»

Автор идеи выставки: Зинаида Бонами
Кураторы: Ольга Аверьянова (фотография), Анна Познанская (английское искусство), Алексей Савинов (русское искусство).

Информационные партнеры

02.10.2014

Лекция Александра Ливерганта «Оскар Уайльд»

Образовательная программа к выставке
Большой зал ЦЭВ «Мусейон». Колымажный пер., 6
Начало в 19:00
Регистрация завершена 

11.10.2014

Лекция Софьи Чапкиной-Руги «Русские бердслеисты»

Образовательная программа к выставке
Лекционный зал Отдела личных коллекций. Волхонка, 8
Начало в 16:00
Регистрация 

16.10.2014

Лекция Андрея Аствацатурова «Эстетизм. Декаданс. Оскар Уайльд. Обри Бердслей»

Образовательная программа к выставке 
Большой зал ЦЭВ «Мусейон». Колымажный пер., 6
Начало в 19:30
Регистрация 

23.10.2014

Лекция Элисон Браун «Влияние Обри Бердслея на стиль Глазго»

Образовательная программа к выставке 
Лекция на английском языке с синхронным переводом 
Большой зал ЦЭВ «Мусейон». Колымажный пер., 6 
Начало в 19:00
Регистрация 

30.10.2014

Лекция Эммы Саттон «Обри Бердслей и британский вагнеризм в 1890-е годы»

Образовательная программа к выставке
Лекция на английском языке с синхронным переводом
Большой зал ЦЭВ «Мусейон». Колымажный пер., 6
Начало в 19:00
Регистрация 

06.11.2014

Лекция Татьяны Тютвиновой «Тайна викторианской книги»

Большой зал ЦЭВ «Мусейон». Колымажный пер., 6
Начало в 19:00 

Регистрация 

07.11.2014

Лекция Яна Латама Кёнига. «Оскар Уайльд, его эпоха и влияние личности на искусство. Взгляд из Великобритании»

Ян Латам Кёниг, главный дирижёр, председатель художественно-творческой коллегии театра «Новая Опера». Лекционный зал Отдела личных коллекций, ГМИИ им. А.С. Пушкина. Лекция на  английском языке, без перевода. Начало в 19.00.

Регистрация.

13.11.2014

Лекция Романа Насонова «История постановок оперы Штрауса «Саломея»»

Большой зал ЦЭВ «Мусейон». Колымажный пер., 6
Начало в 19:00

Регистрация

15.11.2014

Лекция Ольги Вайнштейн «Искусство "заметной незаметности": из истории дендизма»

Большой зал ЦЭВ «Мусейон». Колымажный пер., 6
Начало в 12:00

Регистрация 

27.11.2014

Лекция Михаила Ратгауза «Оскар Уайльд и кино»

Большой зал ЦЭВ «Мусейон». Колымажный пер., 6
Начало в 19:00

Регистрация 

В разделе пресса о нас

Обри Бердслей и Россия: путеводитель по выставке

24.09.2014

Язык публикаций: Русский

Афиша

В Пушкинском музее открылась выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», где вместе с работами Бердслея показаны произведения русских художников Серебряного века, на которых он повлиял. «Воздух» поговорил с кураторами и составил краткий гид.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.