Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции

03.10.2014 – 30.11.2014

Главное здание

В рамках Перекрестного Года культуры Великобритании и России  в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет выставка Московского музея дизайна «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции». Камерная по составу, но фундаментальная по содержанию выставка – диалог искусства дизайна XIX и XXI веков. В экспозиции будут представлены 12 экспонатов знаменитых художников и дизайнеров XIX века из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон) и 20 работ современных дизайнеров. 

Переосмысляя актуальные задачи времени, каждая эпоха создает свою эстетику, на которую влияет как мировоззрение человека, развитие его творческого мышления, так и технологический прогресс.

Дизайн зародился в середине XIX века в Великобритании, стране, где началась Промышленная революция. В этот период производство становится серийным, ремесленника заменяет машина. Реакцией на это стало возникновение во второй половине XIX века «Движения искусств и ремесел», во многом определившего развитие дизайна начала ХХ века. 

Лидер и идеолог движения – Уильям Моррис, вдохновленный трудами писателя и теоретика искусства Джона Рескина, выступал за сохранение богатых национальных традиций декоративно-прикладного искусства.  Идеалом для Морриса служил средневековый мастер-ремесленник, вручную изготавливающий каждую вещь. Однако эстетика Морриса не была прямым копированием культурного наследия прошлого. В основе созданной им художественной системы –  синтез архитектуры, живописи и декоративного искусства.

Современник Уильяма Морриса – Кристофер Дрессер, стал первым независимым и коммерчески успешным промышленным дизайнером. Дрессер искал новые визуальные формы – эстетически привлекательные, но не требующие для реализации сложных промышленных технологий. Он подходил к дизайну с точки зрения функциональности: форма и материал должны соответствовать назначению вещи. Во многом на его взгляды, опередившие время, повлияло увлечение традициями искусства Японии. Дрессер не использовал напрямую японские мотивы, не пытался их копировать – он переосмыслил их, создав свою эстетику. 

Идея синтеза искусств Уильяма Морриса и функциональный подход  Кристофера Дрессера  определили пути дальнейшего  развития британского дизайна.

В ХХ веке цифровые технологии сменили аналоговые и механические. Компьютерное моделирование, 3D печать, лазерная резка к началу 2000-х годов применялись уже для производства не только отдельных деталей, но и законченных промышленных изделий. Этот процесс получил название «Цифровая революция» или «Новая индустриальная революция».

Экспозиция выставки построена по принципу диалога предметов, созданных в XIX и ХХI веках. Это дает возможность оценить актуальность произведений основоположников британского дизайна и проследить преемственность традиций в работах современных авторов. 

Рисунок Уильяма Морриса «Ветви ивы» (1887), представленный в экспозиции, стал основой для видеопроекции Кристофера Пирсона «Взгляни на свои стены» (2006). Пирсон с помощью современных технологий создал «обои», рисунок которых не статичен, а изменяется на поверхности стены: распускаются бутоны цветов, растут ветви, опадают листья.

Выполненные Кристофером Дрессером с использованием металла предметы сервировки (1878) минималистичны; главное в них – материал и тщательно разработанная форма. Две пары ваз «Раскол» (2008) знаменитого архитектора Захи Хадид из единого металлического блока также лишены декоративных элементов. 

Кресло, созданное шотландским архитектором Чарльзом Рени Макинтошем в 1917 году, имеет подчеркнуто лаконичный геометрический силуэт. Стул «Воплощение» (2002), изгибы которого повторяют контуры человеческого тела, спроектирован Джулианом Майором в минималистической эстетике. 

Поиски способа визуализации музыки занимали художников и композиторов начала ХХ века. Британский мультимедиа-художник Дэвид Куайола воплотил их идеи в аудиовизуальной инсталляции «Пейзажи Равеля» (2014), в которой звуки музыкальных произведений Мориса Равеля преобразуются на экране в изображения, напоминающие движущиеся ландшафты.

Выставка «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» позволит совершить краткий экскурс в прошлое и будущее британского дизайна: от классиков XIX века к главным тенденциям современности.

Руководитель проекта: Александра Санькова.
Куратор: Алена Сокольникова.
Со-куратор: Наталья Хубиева.
Сценография: Степан Лукьянов.

Партнеры

17.10.2014

Круглый стол «Дизайн + новые медиа» с участием Дэвида Куайолы

Круглый стол «Дизайн + новые медиа» пройдет при участии Давида Куайолы (Великобритания), российских медиа-художников, дизайнеров и разработчиков. 

В рамках дискуссии художники и дизайнеры поделятся опытом работы над экспериментальными, исследовательскими проектами, а также расскажут о применении полученных знаний для создания мультимедийных проектов, социальных медиа, музейных экспозиций и программ по актуализации культурного наследия.

Начало в 18.30. В музыкальном салоне Центра Эстетического воспитания «Мусейон». 

Регистрация.

18.10.2014

Цифровой Handmade. Лекция дизайнера Дэниела Уидрига

В своей лекции «Цифровой Handmade» художник и дизайнер из Лондона Дэниэл Уидриг расскажет о технологиях и творческих процессах, на которых основана работа его студии. На счету Дэниела Уидрига – самые разные объекты, от крупномасштабных архитектурных сооружений до скульптур и украшений. Свою стратегию студия описывает термином «цифровой handmade»: компьютерные системы используются как питательная среда для зарождения новых предметов и пространственных идей. Особое внимание на лекции будет уделено ремесленному мастерству в современном информационном пространстве повышенной плотности. Дэниел Уидриг покажет, как работает студия, и расскажет о том, как соединение цифровых и аналоговых технологий порождает новые подходы и необычные идеи.

Начало в 15:00.
Лекционный зал Отдела личных коллекций, Волхонка 14.
Регистрация.

25.10.2014

Лекция Алены Сокольниковой «Истоки британского дизайна: Ульям Моррис и Кристофер Дрессер»

Образовательная программа в рамках выставки «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции» 
Начало в 16:00.
Лекционный зал Отдела личных коллекций.
Регистрация.

15.11.2014

Лекция Кристофера Пирсона «Рост спроса на цифровое искусство»

Начало в 15.00. 
Регистрация. 

22.11.2014

Лекция Джулиана Мэйора «Техно-Крафт. Промышленный дизайн будущего»

Начало в 15.00. 
Место проведения: Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, (Волхонка 10).
Регистрация. 

25.11.2014

Лекция Асса Ашуача «Адаптируемый дизайн»

29.11.2014

Лекция Алены Сокольниковой «Британский дизайн: новые технологии и современные тенденции»

Начало в 16.00. 
Место проведения Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 10).
Регистрация.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.