Архив выставок

«Были все дети разного цвета...» Выставка работ Натальи Пронченко и ее учеников

На выставке представлены работы воспитанников детского дома № 51 для детей с ограниченными возможностями, а также их портреты, выполненные художницей Натальей Пронченко. 

Наталья Пронченко - профессиональный художник, член Московского Союза художников с 1998 года. Она - ученица Николая Ивановича Андронова, одного из основоположников «сурового стиля». На ее счету множество персональных и групповых выставок и в России, и за рубежом. 

Осматривая выставку, понимаешь, что это не только строго по цвету и хорошо нарисовано. Хотя это так и есть: тут легко говорить о Франции («семейные интерьеры» Боннара, Вюйара) или Германии (в отношении мазка, да и темы - близок немецкий экспрессионизм). 

Но здесь, конечно, больше. Здесь строгость и прямой, очень открытый и даже жесткий взгляд на натуру, на сегодняшнюю действительность. А это и есть главное качество художника: увидеть сегодняшний мир сегодняшним взглядом – и сохранить то и другое до тех времен, когда мир этот рассыплется, перестанет существовать. Ведь это обязательно наступит, и наиболее ценным окажется искусство, если можно так выразиться, информативное. Искусство, которое выхватывает из мира ненужную, лишнюю, слишком многочисленную сегодня – и потому незаметную никому – деталь. Не обязательно даже характерную – просто сегодняшнюю, современную. Ведь жизнь вокруг живущих звучит таким мощным оркестром-хором, что слабенькие голоса обычных вещей нам ничего не говорят, мы их не слышим. Но контекст уходит, и его волна уносит за собой всё «современное» (его сменит «современнейшее»). Останутся два-три камушка, часто случайные, не обязательно относящиеся к области высокого искусства. Но тоже отмеченные только их эпохе присущими качествами, знающими только её песни. И в этой внезапно наступившей тишине тонкие голоса станут различимы, мы стараемся к ним прислушаться, они кажутся нам прекрасными именно в силу того, что за ними – огромный, но замолкший навсегда хор. Они одни вынуждены вести мелодию, предстательствовать за ушедших. Через одну эту мелодию мы угадываем, как звучало целое. Не случайно мы ценим обломки контекстов прошлого, археологический мусор, случайно не разбитую «кузнецовскую» тарелку – чем дальше от эпохи, тем они интереснее, привлекательнее, теплее - информативнее (потому и дороже – а не из-за одной «раскрутки» и «редкости»). 

Так и подлинная живопись – всегда информативна. Художник уже сегодня, в живом контексте, выделяет будущие зерна и сохраняет их для потомков. Это трудно. Потому что в живом поле все колосья на одно лицо, и только когда поле гибнет, случайно оставшийся колос важен и интересен – он уже и не колос даже, а семя. Нужно много смелости и таланта, чтобы увидеть вещи так, как видит Пронченко. Увидеть не скрытую от нашего глаза красоту, нет – этой красоты ведь просто не существует, изображаемые вещи не красивы, не уродливы и даже не трогательны. Они вульгарны и будничны, они неряшливы, но неотменны (поскольку других нет). Зато в исторической перспективе все эти олимпийки и лыжные костюмы, эти ботики и ботиночки (посылающие такой ясный вызов Ван-Гогу), эти ступени лестниц и пожарные шкафы – окажутся интересны. Ведь в будущем они не повторятся (да было бы и жутко думать, что эти шкафы навсегда – пусть на пару поколений их уже хватило). 

И дело не только в предметах, а в отношениях с ними. Ведь и сами дети – такие же «вынутые», извлеченные прямо из среды ее фрагменты. Они сидят и стоят, как сидят и стоят только сегодня; они носят одежду и немногочисленные «аксессуары» именно так, как это делают сегодня миллионы их сверстников. Странно, что именно им выпала удача донести до потомков эту непередаваемую манеру стоять у стены, не расслабляя спины, но опираясь плечами или головой. Полусидеть на каких-то полу-стульях. Складывать руки на груди или соединять ладони, и так далее.  

Портреты крайне немногословны (ведь тут есть и более близкие учителя, прежде всего советский «суровый стиль»), но при этом поразительно информативно. Этим портретам суждено заговорить когда-нибудь «самым громким голосом». Но уже сегодня поднести к ним (и к людям, и к вещам) микрофон, попросить сказать пару слов для грядущих поколений – для этого нужно много смелости, ума, внимания и их порождения – оригинальности самостоятельного взгляда. Да не забудем и про умение – ведь нужно еще суметь смастерить хороший, точно передающий и звук, и мысль, «прибор для записи». 

Всё это у Наташи есть. И не только это. Ей удается превратить живопись в средство агитации за своих «натурщиц» и «натурщиков», а себя – в своего рода адвоката ни в чем не виноватых маленьких людей, таких старательных, таких надеющихся и борющихся за свое место в жизни.

Куратор: Ада Беляева

В разделе пресса о нас

Наталия Пронченко и её ученики нарисовали друг друга

03.05.2014

Язык публикаций: Русский

Радиостанция «Эхо Москвы»

Новая выставка известной московской художницы Наталии Пронченко называется «Были все дети разного цвета…» Соавторами стали ученики Наталии – воспитанники 51-го детского дома г. Москвы.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru