Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

14.10.2014 – 15.03.2015

Главное здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые представляет фундаментальную выставку, посвященную искусству древнего Кипра. В экспозиции, которая стала результатом многолетнего труда научных сотрудников и реставраторов музея, представлено более 350 памятников – главным образом расписные вазы, скульптура и терракотовые фигуры III тыс. до н. э - начала эпохи эллинизма. 

Собрание кипрского искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина является самым крупным в России и насчитывает около 900 предметов. Оно было сформировано из трех частных коллекций, две из которых XIX века - археолога А.С. Уварова и выдающегося русского востоковеда В. С. Голенищева, и третья коллекция XX века – П.К. Ермошина, первого советского посла на Кипре. 

Другая часть собрания кипрского искусства происходит из Фонда перемещенных ценностей, где хранились вещи преимущественно из Античного собрания Берлина. Она поступила в Музей в 1945 году. Памятники, находившиеся в бункере во Фридрихсхайне, были взорваны во время боевых действий. Многие предметы из этого Фонда нуждались не просто в реставрации, а в полном восстановлении. Среди них – ценные скульптуры и терракоты из раскопок известного немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера (1850–1917) в Идалионе, Лимнити и Китионе. Некоторые из них представлены в нынешней экспозиции. Это целый комплекс фигур адорантов (от лат. adorator – «обожатель», «поклонник» – фигура человека, который обращается к богу с молитвой или даром) и редкие изображения богов. В этой же коллекции имеются вещи, которые были найдены одним из первых ученых-коллекционеров кипрских древностей в Европе Людвигом Россом (1806-1859)и знаменитым археологом-любителем – консулом Соединенных Штатов на Кипре, генералом Луиджи Пальмой ди Чеснола (1832-1904).

Работа по реставрации памятников кипрского искусства началась в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2002 году, часть их демонстрировалась на выставке «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005). В течение последних четырех лет мастерские реставрации керамики и каменной скульптуры ГМИИ им. А.С. Пушкина в полном составе работали исключительно с кипрской коллекцией. Были проведены технико-технологические исследования, позволившие определить состав глины и красок кипрской росписи, выработать оптимальные методы консервации памятников. В процессе работы реставраторы использовали целый ряд современных технологий, таких как методы очистки поверхности, применение специальных составов для укрепления керамики. 

Культура древнего Кипра связана с особенностями географического положения и исторического развития. Находясь на перекрестье морских путей, Кипр развивался в тесном контакте с соседними народами Передней и Малой Азии, Египта и Эгеиды, что не могло не отразиться на его искусстве. Население острова со второй половины II тыс. до н.э. было многонациональным: кроме местной «этеокипрской» ветви, большую роль играли греческая микенская и с начала I тыс. до н.э. финикийская (западно-семитская). Тогда же стали формироваться города-царства, среди которых выделялись Идалион, Саламин, Ледры (Никосия), Курион, управлявшийся царем, которого присылали из Тира, а также северный Лапифос, западный Марион и другие. На острове развивалась особая ветвь восточно-средиземноморской религии, в которой проявлялось тяготение к отказу от политеизма и от антропоморфных образов искусства в том виде, в котором они нам известны по памятникам древней Эллады. 

С начала VIII века до н.э. Кипр утрачивает свою свободу, попадая под власть Ассирии, Египта, Персии, затем египетского царства Птолемеев и древнего Рима, а затем целой серии других владык, вплоть до Британии. Кипр получил свободу только в 1960 году. Идея самосохранения, сформулированная выходцем из Китиона и основателем знаменитой стоической школы Зеноном: «природа дорога себе самой», поэтому человек должен заботиться о себе сам, становится главной для народа. 

Созданные однажды формы и образы художественной иконографии и ремесленной техники на Кипре продолжали жить сотни лет, практически не трансформируясь. 

Экспозиционное пространство построено по тематическому принципу, а по форме напоминает остров. Открыто и в небольших витринах, размещенных в центре Олимпийского зала музея, представлены два основных раздела произведений, которые знакомят зрителя с самобытным искусством древнего Кипра. Это вазы и скульптура, терракотовая пластика.  

Самые ранние кипрские вазы в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина относятся к культуре Филиа (2500–2300 до н.э.). Сосуды этой группы имеют простые, лаконичные формы, с яркой красной облицовкой. Происхождение этой техники связано с керамическими традициями Ближнего Востока. Среди ранних краснолощеных сосудов в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина выделяются два наиболее популярных типа - круглодонный кувшинчик и полусферическая чаша. 

В конце III тыс. до н.э. в керамике Кипра появился еще один оригинальный «жанр» – сосуды с прикрепленными к ним отдельными фигурками – налепами-атташами. Из них составлялись целые сюжетные сцены – например, пахота, изготовление гончарных изделий. На выставке представлены отдельные фигурки животных (бычка и барана), входивших в подобные композиции. 

При кажущейся монотонности кипрских ваз они удивительны и неповторимы. Белофонные, краснофонные с черной росписью, с черной или красной обмазкой, с лощеной или шероховатой поверхностью, они поражают своими шаровидными формами и строгим геометрическим декором. Фигурных изображений на них практически нет. В экспозиции представлены лучшие образцы кипрской вазописи геометрической и архаической эпох (X - VI веков до н.э.)

Строгая геометрия рисунка, присущая греческой керамике, была чужда вазописи Кипра. В росписях его мастеров нет популярных в греческом мире орнаментальных мотивов – таких, как меандр и плетенка. Кипрские мастера в своем творчестве обращаются к восточному искусству. Они используют традиционные сетчатые треугольники и концентрические круги, которые объединяются в композиции. 

Вторым крупным разделом выставки является скульптура, которая появляется на Кипре в эпоху архаики. 

Кипрская скульптура становится неотъемлемой частью местных священных участков – теменосов. В VII-VI в. в. до н.э. на острове активно шел процесс реконструкции старых и строительства новых святилищ. Всего их обнаружено более 300. Святилища Идалиона и других поселений заполнялись посвятительными дарами, так называемыми вотивами (от лат. ex-voto – «посвящаю»). Основным видом вотивных даров стали пластические изображения богов и адорантов. Это могли быть, например, фигуры музыкантов, играющих на двойных флейтах-авлосах, лирах и тамбуринах. 

Каменные изваяния, во всем многообразии представленные на выставке, отличает строгая фронтальная позиция и плоскостность (обратную часть многих статуй срезали), акцентирование горизонтальных линий – плеч, согнутой под прямым углом руки, резко очерченного нижнего края туники. 

К шедеврам архаической пластики Кипра принадлежат монументальная голова бога, «Аполлон из Навкратиса», подвесная плита с фигурой Афродиты-Астарты. Она почиталась на острове вместе с Аполлоном-Решефом. Широко представлены дары этой богине из ее святилищ в Идалионе и Камеларге (где теменос не был найден), и вотивы из места почитания Аполлона-Решефа на северо-западе острова в Лимнити. 

Еще одной формой искусства древнего Кипра стали рельефы. Ими украшали погребальные саркофаги и надгробные плиты. Их главной темой стал ритуальный пир - симпосий с обязательным участием супружеской пары. В экспозиции можно увидеть один из лучших памятников этого времени – надгробную плиту супругов, увенчанную фигурой льва. 

Кипрские древности, столь непохожие на древнегреческие, получили должную оценку в европейской науке лишь в последние десятилетия. В «грубой работе» и «беспомощном стиле» кипрского искусства нашла выражение особая мировоззренческая система, отличная от классической древности. 

С начала 1980-х в крупных музеях мира (Метрополитене, Лувре, Средиземноморском музее в Стокгольме и других городах) благодаря усилиям современного киприолога, профессора Вассоса Карагеоргиса были открыты «Кипрские галереи». Замечательные произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, представленные на выставке, знакомят зрителей с самобытным искусством Кипра, открывают новую страницу в изучении культуры, выступающей для Нового времени связующим звеном между древним и Востоком и Западом.

Куратор выставки: Людмила Акимова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела античного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина. 

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.