Архив выставок

16.12.2014 – 01.03.2015

Пауль Клее (1879 – 1940). Биографическая справка.

15.12.2014 – 01.03.2015

1879. Родился 18 декабря в Мюнхенбухзее под Берном. Второй ребенок в семье учителя музыки Ганса Вильгельма Клее (1849–1940) и певицы Иды Марии Клее (урожденная Фрик, 1855–1921). В раннем детстве начал заниматься музыкой ( игра на скрипке) и рисованием.

1892–1898. Создал девять альбомов, в которые вошли многочисленные наброски, сделанные с натуры и карикатуры. Клее, добившись успехов в игре на скрипке, стал членом Бернского симфонического оркестра.

1898.
Клее сделал выбор в пользу изучения изобразительного искусства. Поступил в частную школу Генриха Книрра в Мюнхене. 

1899.
Осенью на музыкальном вечере Клее познакомился со своей будущей женой, пианисткой Лили Штумпф (1876–1946). Вместе с ней он занимается музыкой и регулярно посещает концерты.

1900.
Обучение в Мюнхенской Академии в классе Франца фон Штука. 

1901–1902.
Клее вместе со школьным товарищем и скульптором из Берна Германом Галлером отправляется в шестимесячное путешествие по Италии, во время которого они посещают Милан, Геную, Рим и Неаполь. 

1902–1906.
Клее занимается самообразованием.
В зимнем семестре 1902–1903 он начинает вести курс пластической анатомии для художников в Бернском университете. Создает сатирические рисунки, графическую серию «Инвенции», которую он оценивает как первую самостоятельную работу – Опус 1.

1906.
Бракосочетание Пауля Клее и Лили Штумпф; 15 сентября молодожены переезжают в Мюнхен.

1907.
30 ноября у Пауля и Лили Клее родился сын Феликс. 

1910.
Первая персональная выставка (56 работ) в Художественном музее Берна; затем экспозиции произведений художника были представлены в Цюрихе, Винтертуре и Базеле.

1911.
Клее иллюстрирует повесть Вольтера «Кандид». Знакомится с Василием Кандинским и художниками творческого объединения «Синий всадник». Первая выставка за пределами Швейцарии - в галерее Танхаузера в Мюнхене.

1912.
Участвует во второй выставке объединения «Синий всадник» в Мюнхене, представляет 17 работ. Знакомится с Франнцом Марком, художником этого объединения. Путешествие в Париж, где Клее познакомился с Робером Делоне.

1913.
Клее участвует в «Первом немецком осеннем салоне» в галерее «Штурм» Герварта Вальдена в Берлине. Переводит на немецкий язык и издает сочинение Робера Делоне «О свете».

1914.
В апреле Клее вместе с Августом Маке и Луи Муайе совершает двухнедельную поездку в Тунис, благодаря которой произошел художественный перелом в восприятии цвета художником. Художник обратился к абстрактной живописи.

1916. 11 марта Клее призывают в армию. Он несет службу в авиационной части в Шляйсхайме под Мюнхеном и в Герстхофене. Служба вдали от фронта позволяет Клее продолжать свою художественную работу.

1920.
Галерист Ганс Гольц устраивает первую ретроспективу Клее (362 работы) в Мюнхене. Появляются первые монографии о Клее, написанные Леопольдом Цаном и Германом фон Веддеркопом.
29 ноября Вальтер Гропиус приглашает Клее на работу в художественную школу Баухауз в Веймаре, тем самым признавая его как выдающегося современного художника. 

1921.
В марте выходит книга Вильгельма Хаузенштайна «Кайруан, или История художника Клее и современного искусства».
13 мая Клее приступает к педагогической деятельности и перебирается вместе с семьей из Мюнхена в Веймар. Здесь он разрабатывает курс по теории формы в искусстве. 

1922. 
Клее начинает преподавать также в переплетной мастерской, ведет занятия по подстекольной живописи. От этого периода сохранились подробные рукописи его лекций «Введение в теорию живописной формы».

1923. В каталоге выставки «Государственный Баухауз в Веймаре 1919–1923» Клее опубликовал статью «Пути изучения природы».

1924. 
В январе Клее читает доклад в Художественном объединении Йены, излагая свою художественную теорию и взгляды на творчество.Впервые работы Пауля Клее представлены на выставке в «Первая всеобщая Германская художественная выставка» Историческом музее в Москве, затем в Саратове и Ленинграде. Первая персональная выставка Клее в Америке, в Нью-Йоркском «Анонимном обществе». Галка Шейер основывает выставочное объединение «Синяя четверка», в состав которого вошли Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Алексей Явленский и Пауль Клее. 

1925.
Баухауз переезжает из Веймара в Дессау. Здание Баухауза в Дессау строит Вальтер Гропиус в интернациональном стиле, иллюстрируя архитектурой ведущую идею учения Баухауза: связь дизайна и функциональности, искусства и техники. В серии изданий Баухауза появляются «Педагогические эскизы» Пауля Клее.Художник участвует в первой групповой выставке «Живопись сюрреалистов» в Париже. В экспозиции были также представлены работы Макса Эрнста, Жоана Миро и Пабло Пикассо.

1926.
Клее переезжает с семьей в Дессау, где они живут в одном из построенных Гропиусом домов для преподавателей Баухауза вместе с супружеской парой Кандинских.

1928.
Клее публикует в Баухаузе сочинение «Точные опыты в области искусства». Зимой Клее предпринимает учебно-образовательную поездку в Египет. 

1929.
По случаю 50-летия Клее проходят выставки его произведений в Берлине, Нью-Йорке и Париже. Была опубликована монография Вила Громана о Клее.

1931.
Клее покидает Баухауз и получает звание профессора в Художественной академии Дюссельдорфа. 

1933.
Под натиском национал-социалистов Клее освобождают от преподавательской деятельности в Дюссельдорфе. Весной и летом Клее создает 250 рисунков на тему национал-социалистической революции.
23 декабря Клее с женой эмигрируют в Берн. 

1934.
После недолгого пребывания в родительском доме в Берне супружеская пара Клее находит собственную квартиру в районе Эльфенау. Несмотря на стесненные жилищные условия, Клее пишет крупноформатные картины.

1935. 
Крупная ретроспектива (294 работы) произведений художника представлена весной в Кунстхалле, в Берне, и осенью в Кунстхалле Базеля. У Клее проявляются первые признаки тяжелого заболевания (склеродермия).

1936. 
Из-за плохого состояния здоровья Клее почти полностью прерывает художественную деятельность.

1937. 
Национал-социалисты называют искусство Клее «дегенеративным» и конфискуют 102 произведения художника из немецких музеев. На передвижной выставке «Дегенеративное искусство» демонстрируется 15 работ Клее. 

1938.
Клее подал заявление о предоставлении ему швейцарского гражданства. Но власти страны так и не приняли окончательного решения по этому вопросу до конца жизни художника.

1939. 
Несмотря на тяжелое состояние здоровья, Клее создал 1253 работы.

1940.
Во время пребывания на курорте в Муральто, близ Локарно, 29 июня Пауль Клее умирает в клинике святой Агнессы. 

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru