Архив выставок

Анри Матисс. Портреты Сергея Юткевича: от натуры к образу

31.05.2014 – 08.06.2014

Главное здание

На этой маленькой выставке мы имеем дело с рядом отображений одного лица. Четыре рисунка Анри Матисса – портреты Сергея Юткевича – были исполнены в октябре 1946 года и, скорее всего, именно в той последовательности, как они представлены в экспозиции. Во всяком случае, такой порядок отвечает нашим представлениям о методе художника: Матисс обычно начинал серию рисунков с изучения конкретного лица и постепенно подходил к более обобщенному образу. Каждое в отдельности изображение представляло какую-то одну грань образа, не исчерпывая его полностью, и лишь сюита рисунков вмещала в себя знание художника о его модели. Матисс следовал здесь принципу, разработанному в рисунках, воспроизведенных в знаменитом альбоме «Темы и вариаци» (1943). Действительно, этот принцип лежит в основе многих работ, не вошедших в упомянутый альбом, но относящихся к тому же периоду. Пожалуй, самый яркий пример – большая серия портретов Луи Арагона, состоящая из четырех рисунков углем («тема») и тридцати четырех «вариаций» пером (март 1942). Группа портретов Юткевича, более поздняя по времени, – аналогичное явление.

Сергей Иосифович Юткевич (1904–1985) – русский кинорежиссер, критик и теоретик кино; работал также в театре в качестве режиссера и сценографа; кроме того, известен как художник-график. В сентябре – октябре 1946 года С.И. Юткевич в составе советской делегации кинематографистов приехал во Францию для участия в Каннском международном кинофестивале. По окончании фестиваля делегация вернулась в Париж, и режиссер нанес визит Матиссу, жившему тогда, по словам С.И. Юткевича, «в своей маленькой квартире на шестом этаже большого дома на бульваре Монпарнас». Это было 7 октября 1946 года. На следующий день, 8 октября, Матисс, по приглашению советского режиссера, присутствовал на просмотре документального фильма «Молодость нашей страны», одним из создателей которого был С.И. Юткевич. Художник похвалил картину и выразил желание сделать портрет Юткевича.

И вот, режиссер снова пришел к художнику. На этот раз Матисс чувствовал себя неважно и лежал. Лидия Делекторская, помощница и секретарь Матисса, подала ему листы бумаги, прикрепленные к деревянной дощечке. Сеанс длился час. За это время художник многократно переработал рисунок углем, то и дело стирая уже нарисованное изображение. Отвечая на недоумение Юткевича, Матисс пояснил:  "Пока идет стадия изучения, я ищу не сходство, а характер". Потом состоялся второй сеанс, во время которого было сделано шесть рисунков карандашом или пером. Четыре из них теперь хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина (один происходит из семьи С.И. Юткевича, остальные – дар Маргерит Дютюи, дочери художника).

Сохранилось ценное свидетельство Лидии Делекторской о том, как Матисс работал над графическим портретом. «После первой встречи с заинтересовавшим его человеком, чтобы провести с ним в беседе еще несколько часов, А.М. просил данное лицо попозировать ему для портретного рисунка (Эренбург, Юткевич, Монтерлан, Прокофьев и т. д.). Это давало ему возможность провести вместе 3-4 трехчасовых сеанса изучающей работы углем, когда работали его глаза и руки – правая рисовала, наносила поправки, левая, с куском ваты, всегда наготове, стирала ставшие ненужными исправленные линии. Это давало с десяток часов интересного общения с данным человеком... Никто не имел права прерывать этот tête-à-tête (кроме меня, а я была тиха, как мышь). Только последние час-полтора из этого десятка часов, когда, закончив свою познавательную работу углем, А.М. переходил на "вдохновенные", "медиумические" линейные рисунки пером или карандашом, наступало полное молчание. Закончив серию из трех-пяти-шести рисунков, А.М. сам выбирал из них тот, который считал наиболее близко передающим внутренний мир позировавшего и морфологически не искажающим его, писал на листе дарственную (с датой) и на прощание дарил его с благодарностью своему собеседнику».

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru