Архив выставок

24.02.2015 – 31.05.2015

Главное здание

Техники гравюры: Акватинта

08.12.2015 – 31.01.2016

Главное здание

Очередная выставка из серии «Техники гравюры», проводимой на Белом полу, посвящена одной из наиболее сложных и трудоемких техник гравирования – акватинте.

Акватинта (лат. aqua – вода и tinto – цвет, оттенок) основана, как и офорт, на процессе травления металлической доски кислотой. Чаще всего она применяется в сочетании с офортом, которым намечается контур изображения.

При создании гравюры в технике акватинты поверхность металлической доски покрывается мелкозернистым порошком канифоли или асфальта (реже используется сахар), который при нагревании расплавляется и прилипает к доске. Затем она обрабатывается кислотой, которая протравливает поверхность металла между крупинками порошка. Глубина протравленных участков зависит от времени травления. Сильнее протравленные места дают в оттиске более плотные, насыщенные по тону пятна. Многое зависит также от величины крупинок порошка и плотности их напыления на доску – чем они мельче и чем теснее расположены, тем светлее и нежнее получится оттенок краски при печати. Известны черно-белые и цветные акватинты. Эта скрупулезная техника замечательна тем, что позволяет имитировать фактуру акварельного рисунка (отсюда и название техники) или рисунка пером с размывкой кистью. Травление доски может происходить поэтапно, что позволяет получить на печати большое разнообразие оттенков одного цвета.

Акватинта появилась во Франции в 1760-х годах. Изобретателем техники традиционно считается Жан-Батист Лепренс (1734–1781), первым получивший патент французской Академии на изобретение. В XVIII–XX веках акватинта получила распространение как во Франции, так и во многих других странах, и продолжает существовать по сей день – в частности, в ней работает известный английский художник Демиен Хёрст (родился в 1965).

На выставке представлены работы двух крупнейших мастеров акватинты XVIII века – Шарля Мельшиора Декурти (1753–1820) и Луи Филибера Дебюкура (1755–1832), – а также произведения талантливых, хотя и менее известных граверов Пьера-Мишеля Аликса (1762–1817), Пьера-Шарля Кокере (1761–1832), Ж. Огюстена Левейе (работал во второй половине XVIII века), хранящиеся в Отделе графики ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Мини-выставка проходит в рамках цикла «Техники гравюры XV-XX веков: от гравюры на дереве до шелкографии».

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru