Архив циклов событий

Техники гравюры XV-XX веков: от гравюры на дереве до шелкографии

24.02.2015 – 31.05.2015

Главное здание

Процесс создания гравюры нередко представляется делом таинственным и непонятным, в чем-то сродни занятиям алхимией и магией. Как деревянная доска, поверхность которой была прорезана металлическим штихелем-резцом, дает в оттиске на бумаге «Четырех всадников Апокалипсиса» Дюрера? Как медная доска, обработанная офортными иглами и азотной кислотой, превращается в известнейший офорт Рембрандта «Три креста»? Конечно, без магии искусства тут не обойтись, но есть и реальные физические процессы, которые стоят за созданием любой гравюры. 

Цель этой серии небольших графических выставок, организованной ГМИИ имени А.С . Пушкина, – познакомить зрителей с особенностями каждой из техник гравюры на примере лучших листов из собрания Музея. В экспозиции можно увидеть гравюры на дереве, офорты, гравюры резцом, гравюры карандашной манерой, литографии и пр. На регулярных встречах с кураторами-хранителями коллекций, которые будут проходить по пятницам, зрители смогут узнать, в чем заключается специфика гравюры как одного из видов изобразительного искусства, как создается оттиск на бумаге. Музейные специалисты расскажут об истории создания тех или иных гравюр на примере работ крупнейших мастеров XV–XX веков. 

Довольно часто можно услышать мнение, что гравюра – лишь воспроизведение оригинальной композиции, рисунка или живописного полотна, созданного художником. В том, что это не так, посетители выставок из серии «Техники гравюры» смогут убедиться, познакомившись с виртуозными работами мастеров минувших столетий. 

Цикл мини-выставок «Техники гравюры» рассчитан на три года. В прошлом, 2014 году, вниманию зрителей были представлены четыре экспозиции, посвященные самой ранней эпохе в истории европейской гравюры – XV–XVI векам. В ходе этих выставок были показаны гравюры Альбрехта Дюрера, его предшественников и современников. Во время встреч со зрителями, проводившихся по пятницам, хранитель фонда немецкой графики, Г.С. Кислых, рассказала о технике гравюры на дереве и о гравюре резцом. 

Начиная с февраля 2015 года Музей продолжает показ мини-выставок о техниках гравюры. Ее открывают выставки, посвященные техникам гравюры на дереве – кьяроскуро (куратор – Ю.А. Меренкова, хранитель фонда итальянской гравюры) и японской ксилографии (куратор – А.И. Юсупова, заведующая Отделом графики, хранитель фонда японской гравюры). Раз в квартал цикл выставок «Техники гравюры» будет прерываться мини-выставками, посвященными техникам рисунка, и приуроченными к проведению акций «Рисуем вместе». Они представят зрителям работы известных художников, выполненные сангиной, графитным карандашом, бистром, сепией и т.д. (куратор – М.И. Майская, хранитель фонда итальянского рисунка).

17.02.2015 – 01.03.2015

Техники гравюры. Кьяроскуро

На выставке представлены лучшие образцы итальянского кьяроскуро - гравюры Уго да Карпи, Антонио да Тренто и Андреа Андреани, выполненные по рисункам Рафаэля, Пармиджанино, Маньтеньи.

Мини-выставка проходит в рамках цикла «Техники гравюры XV-XX веков: от гравюры на дереве до шелкографии».

03.03.2015 – 15.03.2015

Техники гравюры. Японская ксилография XVIII–XIX веков

07.04.2015 – 26.04.2015

Техники гравюры. Гравюра резцом

Отдел графики ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает знакомить зрителя с техниками гравюры и представляет небольшую экспозицию итальянской и нидерландской резцовой гравюры XV-XVI веков.

13.10.2015 – 01.11.2015

Техники гравюры: Офорт

Офорт (от французского «eau forte» (буквально – крепкая вода, т.е. азотная кислота) – разновидность гравюры на металле, при которой художник покрывает отполированную металлическую доску кислотоупорным лаком, по  нему наносит изображение специальными офортными иглами разной толщины, после чего  погружает доску в раствор кислоты и там, где металл не защищен лаком, проступает протравленный рисунок. 

08.12.2015 – 31.01.2016

Техники гравюры: Акватинта

Очередная выставка из серии «Техники гравюры», проводимой на Белом полу, посвящена одной из наиболее сложных и трудоемких техник гравирования – акватинте.

02.02.2016 – 23.02.2016

Карандашная манера

Очередная выставка цикла «Техники гравюры» посвящена редкой и чрезвычайно интересной технике, получившей название «карандашной манеры».

01.06.2017 – 08.07.2017

Техники гравюры. Литография

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru