Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом

04.03.2016 – 15.05.2016

Главное здание

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку, посвященную творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.

Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготическоой сказочности и спиритуализма. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.

Образовательная программа к выставке: «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»

Стоимость билетов на посещение постоянной экспозиции музея и выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»:

В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:00: 400 р., льготный 200 р.
с 17:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.

В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.

Бесплатные категории – бесплатно.

Входные билеты на выставку доступны для электронного заказа по максимальной цене 500 р., включают посещение всех выставок Главного здания, действуют только на дату, указанную на билете, но вне зависимости от времени посещения в течение этого дня. Льготные и бесплатные входные билеты, а также билеты меньшей стоимости на утренние и дневные сеансы можно приобрети напосредственно в кассах музея.

Посетители могут приобрести онлайн комплексные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов.
Доплата к входным комплексным билетам составляет:
в рабочие дни
с 13:00 до 17:00: 100 р., льготный 50 р.
с 17:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
в выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 100 р., льготный 50 р.
с 13:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
Билет, приобретенный онлайн, дает право прохода на выставку без очереди через через служебный подъезд №5.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х; Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота). Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Центральная фигура выставки - Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем – внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.

Работа «Венера и Амур» (1509) была создана в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южнонемецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает “истинную Церковь Христову”, которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора – духовное возвышение над мирской суетой; скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

Расцвет гравировального творчества Лукаса Кранаха Старшего приходится на первое десятилетие его работы при дворе Фридриха Мудрого, одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов Германии. В период с 1506 по 1516 год были созданы почти все основные работы мастера в станковой гравюре, характеризующие его как разностороннего художника, умевшего удивлять зрителя богатством тематических и стилистических решений.

Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» - большая, сложная, многофигурная композиция. В отличие от трех других гравюр, посвященных только турнирам, на данном листе, помимо самого состязания, изображено множество жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать. На заднем плане – ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.

Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший.

В 1509 году художник сделал первые пробы в цветной гравюре на дереве (кьяроскуро), а также обратился к новой для него технике резцовой гравюры. В начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре.

Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах, – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. В последующие три десятилетия, уже после кончины отца, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль. Наиболее последовательное воплощение он получил в относительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей, исповедовавшие лютеранство. 

Экспозиция в ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает серию международных проектов, посвященных 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» является совместным проектом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Организаторы признательны Посольству Германии в Москве за поддержку.
 

Биография Кранахов

Расписание сборных экскурсий по выставке:

По воскресеньям 13, 20, 27 марта, 10, 17, 24 апреля в 15:00 и 17:00;
По вторникам 15, 22, 29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля в 15:00 и 18:00;
По средам 16, 23, 30 марта, 6, 13, 20, 27 апреля, 11 мая в 18:00;
На майские праздники 4, 5, 6, 7 мая в 12:00, 14:00, 16:00 и 18:00. 

Подробнее о том, как купить билет на экскурсию, смотрите здесь. Вы также можете купить билет онлайн.

Куратор выставки: Вадим Анатольевич Садков, заведующий Отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Куратор графического раздела: Галина Семёновна Кислых, ведущий научный сотрудник Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Генеральный спонсор

При поддержке

12.02.2016

Лекция Всеволода Володарского «Немецкий гуманизм. Кранах и культурная среда в Виттенберге»

В.М. Володарский – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Специалист по истории Германии и культуре эпохи Возрождения, автор более 300 работ. 

Начало в 19:00

19.02.2016

Лекция Вадима Садкова «Лукас Кранах Старший Живописец»

В.А. Садков – доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, автор более 110 научных работ и каталогов.

Начало в 19:00

26.02.2016

Лекция Галины Кислых «Гравюра в жизни и творчестве Лукаса Кранаха Старшего»

Г.С. Кислых – ведущий научный сотрудник Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель немецкой гравюры и рисунка, автор многочисленных публикаций по немецкой графике.

Начало в 19:00

10.03.2016

Встреча в залах экспозиции с Галиной Кислых

Г.С. Кислых – ведущий научный сотрудник Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель немецкой гравюры и рисунка, автор многочисленных публикаций по немецкой графике.

Начало в 19:00

17.03.2016

Встреча в залах экспозиции с куратором выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» Вадимом Садковым

В.А. Садков – доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, автор более 110 научных работ и каталогов.

Начало в 19:00

24.03.2016

Встреча в залах экспозиции с куратором выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» Вадимом Садковым

В.А. Садков – доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, автор более 110 научных работ и каталогов.

Начало в 19:00

25.03.2016

Лекция Галины Кислых «Кранах и Дюрер. Соперничество в гравюре»

Г.С. Кислых – ведущий научный сотрудник Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель немецкой гравюры и рисунка, автор многочисленных публикаций по немецкой графике.

Начало в 19:00

01.04.2016

Лекция Всеволода Володарского «Немецкая Реформация. Лютер и Кранах»

В.М. Володарский – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Специалист по истории Германии и культуре эпохи Возрождения, автор более 300 работ.. 

Начало в 19:00

08.04.2016

Лекция Василия Расторгуева «После Кранахов. Искусство маньеризма в Европе к северу от Альп»

В.А. Расторгуев ­– старший научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат искусствоведения, специалист по искусству эпохи Возрождения.

Начало в 19:00

15.04.2016

Лекция Вадима Садкова «Кранах от XVI до XXI века: ученики, последователи и подражатели»

В.А. Садков – доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, автор более 110 научных работ и каталогов.

Начало в 19:00

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.