Тело / Отчужденное наблюдение за собой

Описывая смысл и содержание медиапроектов, мы можем говорить на старом и новом языках одновременно, объясняя изменения пластической системы образов, раскрывая взаимозависимость и взаимопроникновение медиа и тела (тела, эволюционирующего вместе с технологией).

«Цифровое изображение» охватывает весь процесс, с помощью которого информация становится воспринимаемой; оно ставит тело в привилегированное положение – в качестве агента, который фильтрует информацию для создания изображения.

Участники:

Ирина Кулик. Становление скульптурой – становление пространством

Ирина Кулик расскажет, как Брюс Науман, Крис Бурден, Вито Аккончи и Энтони Гормли работают с телом. Брюс Науман, как и ряд других художников его поколения, начав с перфоманса и скульптуры, прошел путь от видео, в котором он использует свое тело как инструмент и материал для скульптуры, к выстраиванию инсталляции как пространства, которое манипулирует зрителями. Вито Аккончи, работая с телом зрителя, постепенно уходит в архитектуру. В то время как Энтони Гормли, напротив, возвращается к скульптуре как к слепку своего тела и к тому, что скульптура становится вехами, которыми он обозначает пространство.

Ирина Кулик. Арт-критик, автор многочисленных публикаций о современном искусстве, кино и современной музыке. Преподавала в Школе современного искусства РГГУ, в РАТИ и Институте проблем современного искусства. Куратор русско-французской выставки мультимедийного искусства «Total Recall».

Данила Булатов. Роль тела в Флюксус-фильмах

Важной вехой в развитии экспериментального кино в 1960-х годах стала деятельность международного художественного движения Флюксус, направленного на преодоление границ искусства и жизни. Следуя за дадаистами начала века, Флюксус-художники заново открывают для себя возможности акционизма и потенциал «крайнего конкретизма» – то есть, таких художественных объектов и действий, которые есть плоть от плоти самой реальности. Сообразно этому тело воспринимается как автономная художественная форма, а роль художника нередко сводится к простейшему акту наблюдения. Флюксус-фильмы демонстрируют соединение принципов «нового реализма» и концептуализма, раскрывая тем самым новые выразительные средства киноязыка.

Данила Булатов. Научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина (Отдел искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков), хранитель фонда немецкой и восточно-европейской живописи XX века, cоискатель в Государственном институте искусствознания, куратор ряда выставок в ГМИИ им. А.С. Пушкина и сокуратор международного выставочного проекта «Искусство в Европе 1945–1968: лицом к будущему»).

Ксения Перетрухина. Тело зрителя как инструмент художника

Пришедшего в театр человека назвают «зрителем», что определяет визуальный канал восприятия как доминантный в театре – спектакль приходят «посмотреть». Ксения Перетрухина полемизирует с традицией диктатуры глаза, анализируя тактильные возможности театра. Практикующий художник прочтет лекцию о тактильном измерении современного театра как источнике новых форм коммуникации, о возможностях сегодняшнего театра оказывать воздействие на человека через его собственное тело.

Ксения Перетрухина. Театральный художник. Окончила киноведческий факультет ВГИКа, Школу современного искусства при РГГУ, Школу современного искусства при Центре современного искусства Дж. Сороса. С 2002 по 2009 год – арт-директор уличного фестиваля видеоарта «ПУСТО». Номинант премии в области современного искусства «Черный квадрат», лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».

Алиса Таежная. Женское тело в феминистском кино

-      Как тело выглядит и фигурирует в феминистском перформансе, как преодолевается male gaze.

-      Первые женщины-режиссеры и их опыт обращения с камерой и нарративом: женщина-субъект замещает женщину-объект.

-      Майя Дерен, Аньес Варда, Шанталь Акерман и другие первопроходцы феминистского кино.

-      Работа с женской телесностью и сексуальностью в современных фильмов игрового жанра.

-      Женское тело в документалистике: от наблюдения к действию.

Алиса Таежная. Журналист и кинокритик. Окончила НИУ «Высшая школа экономики» и Открытую школу Манеж/МедиаАртЛаб, училась в Королевской академии искусств в Гааге и в Институте Анатолия Осмоловского «База». Пишет для изданий The Village, Wonderzine, Interview, GQ, Афиши. Проводила Rodnya Cinema Club и 2 Thumbs Up! Cinema Club в Солянке, сейчас ведет лекторий в киноклубе Youth&Truth в Powerhouse Moscow. Куратор лекционной площадки на 4-м фестивале современного искусства ФОРМА. Участник выставок: «Восток: Деконструкция» 6-й Московской биеннале современного искусства, «И–Искусство, Ф–Феминизм: Актуальный словарь» (галерея ISS MAG, Москва), «Фотоосновы: Современная предметная фотография» (Музей декоративно-прикладного искусства, Москва), Мокьюментари: Реальности недостаточно (Московский музей современного искусства, Москва), Большие надежды (ЦВЗ «Манеж»Москва, при участии галереи «Триумф»), выставок Открытой школы МедиаАртЛаб/Манеж в Московском Манеже.

В рамках образовательной программы к выставке «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства».

Начало в 19:00
Место проведения: лекционный зал Усадьбы князей Голицыных
Вход бесплатный. Необходима предварительная регистрация.

Партнер проекта

Генеральный партнер музея

Радио партнер

Профессиональный информационный партнер

При поддержке

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru