Медиа / Художник и его «средства»

Заключительная сессия в рамках образовательной программы к выставке «Дом впечатлений» будет посвящена изменению конструкции образа, опыта восприятия и взаимодействия с искусством через эволюцию медиа, с помощью которых создавались произведения.

Сегодня искусство помогает людям осознать степень «вторжения» электронных медиа в самые привычные, базовые отношения между телом человека и видимым окружением, между представлениями о мире и языком его описания. Неудивительно, что эта трансформация отношений требует и трансформации средств искусства. Эта проблема стояла перед искусством Средневековья и Нового времени, модернизма и постмодернизма – новые выразительные средства в арсенале художника, будь то уголь, темпера, масло, акварель или видео, меняли отношения художника к отображаемому миру и к пространству. Медиа – это новый язык коммуникации и видения, который меняет пространство и время.

Участники:

Александра Данилова. Теория Маршала Маклюэна и искусство после 1960-х

Знаменитый тезис Маршала Маклюэна «Media is the message», часто рассматривается как ключ к интерпретации произведений искусства 1960-х годов, когда влияние новых технических форм стало стремительно изменять искусство, философию, мировоззрение.

Александра Данилова. Искусствовед, куратор. Автор многочисленных статей по истории русского и зарубежного искусства ХХ века. Преподает историю искусства в различных высших учебных заведениях. Куратор выставочных проектов, посвященных искусству московского концептуализма, среди которых «Интерпретация объекта» в рамках 3-й Московской биеннале, «Поле действия» в Фонде культуры Екатерина (2010). В настоящее время – заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).

Ксения Фёдорова. Анализ чувств vs анализ чувствами: эффект ELIZA в руках художника

Может ли машина помочь человеку лучше понять себя? Какую позицию занять художнику? Симуляция и эмуляция эмоций техническими средствами вызывает у человека зачастую конфликтную реакцию: знаю, что не правда, но «обманываться рад». Современное медиаискусство использует техники машинного зрения, искусственный интеллект и смешанную реальность для погружения в ситуации живого диалога с искусственным собой («Альтер-Эго» Алексы Райт), виртуальным психотерапевтом («Карен» Blast Theory), или человеком, испытавшим душевную драму («Хамелеон» Тины Гонсальвес). Эффект Элизы, названный так в честь компьютерной программы ELIZA Джозефа Вайзенбаума (1966), подразумевает склонность человека проецировать человеческие качества на поведение машины. Искусство предлагает задуматься над природой подобных проекций и над тем, что именно через них мы узнаем о себе.

Ксения Фёдорова. Кандидат философских наук, специалист по медиаискусству, куратор, инициатор программы «Искусство. Наука. Технологии» Уральского филиала ГЦСИ, соредактор книги «Медиа: между магией и технологий» (2014), автор статей в российских и международных изданиях. В настоящее время докторант Калифорнийского университета в Дэвисе.

Валерий Анашвили. Революции в живописи: о чем сообщили масляные краски

Валерий Анашвили. Философ, издатель. Заведующий кафедрой проектов в сфере культуры отделения культурологии факультета философии НИУ ВШЭ, главный редактор Издательского дома НИУ ВШЭ; c 1991 года по настоящее время главный редактор журнала «Логос».

Ольга Шишко. Перформативность медиа – проекции авангарда

Стремление к бесконечным изменениям берет свое начало в экспериментах авангардистов начала ХХ века. Сегодня разнообразие этих идей приобретает новое значение. Ольга Розанова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Варвара Степанова, Дзига Вертов, Алексей Кручёных, и другие фигуры авангарда в современном перформативном контексте выступают новыми вдохновителями.

Происходит бесконечный процесс замещений и трансформаций: поэзия сегодня говорит на языке видеообраза, перформативное искусство заявляет о себе в театре, звук превращается в пространственную скульптуру, живопись оживает
в светоматерии кинообразов, супрематические плоскости органически вписываются в панораму современного города.

На примере работ Ксении Перетрухиной, Юрия Календарёва, Петра Айду, Тимофея Ради, медиагруппы «Битники», Камиллы Нормент и других мастеров мы остановимся на перформативности современных художественных процессов. Перформативность – это то, что определяет, как культура и искусство могут активно существовать, это тип высказывания, которое не описывает ситуацию, не сообщает о фактах, но средствами какого-либо языка делает то, о чем говорит. В нашем случае эти языки – звук, перформанс, видео.

Ольга Шишко. Искусствовед, куратор, исследователь, составитель и редактор каталогов, сборников и тематических изданий, посвященных искусству новых медиа. Организатор международных событий, фестивалей и выставок, рассматривающих проблемы взаимодействия современной инновационной культуры и новых технологий. Основатель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», создатель одной из старейших и самых обширных в России медиатек современного искусства.

Начало в 19:00.
Место проведения: лекционный зал усадьбы Голицыных.

Вход свободный. Необходима предварительная регистрация.

Партнер проекта

Генеральный партнер музея

Радиопартнер

Информационный партнер

Профессиональный информационный партнер

При поддержке

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru