Память / Обучение образами

Сегодняшнее искусство предлагает зрителю пережить его мимолетность и целостность, соединяя оптические, ментальные и тактильные образы и формируя ценный опыт.

Интерес к внутреннему миру человека, обращение к восточной традиции, умение в миге увидеть вечность объединяет искусство мастеров начала ХХ века и художников, исследующих действие медиа на наше восприятие. Сегодня видеохудожники вплетают время в видеоповествование, где оно становится и медиумом, и нарративом.

Участники:

Наталья Смолянская. 

Художественное событие: между документом и образностью

Во второй половине ХХ века понятие «произведения искусства» переосмысляется, потому что с появлением искусства «современного» нарушаются границы между теорией и практикой, между формой, созданной и создаваемой: желание остановить течение времени, выхватить момент из жизненного потока выводит на первый план событийность искусства. Понятие «художественного события», которое в данном случае мы используем вслед за Жаном-Мари Шеффером, основано на контекстуальном анализе, поскольку «быть событием» означает «быть событием для кого-нибудь». Такой анализ позволяет уйти от заранее навязанной интерпретации и выявить «способы существования» искусства.

С 1960-х годов необходимость фиксации художественного события вследствие его временного, непостоянного, процессуального характера сочетается с желанием «ухватить» настоящее, выйти за рамки автономии искусства. В этом смысле, слоган Ги Дебора «Преодоление искусства» становится симптоматичным для всего приходящего нового поколения, принесшего и свои, новые средства выражения.

Мы сосредоточимся в этот раз на том, как документация становится произведением искусства. Поэтому рассмотрим некоторые симптомы современности в деятельности и творчестве ситуационнистов, особо остановимся на кинозарисовках (ciné-tracts), короткометражных экспериментальных анонимных фильмах, созданных группой друзей по идее Криса Маркера, под впечатлением событий (и на основе документальных фотографий) мая 1968 года в Париже.

Желание выйти в «реальную жизнь» осуществлялось, конечно, исходя из того, как себе представляли эту жизнь художники, и в этом процессе важную роль сыграли деятельность Гарольда Зеемана, выставка 1969 года в Берне «Когда отношения становятся формами» и Документа 1972 года в Касселе.

И, наконец, мы поговорим о «неразличимости» эстетического и документального факта. Здесь мы вспомним о том, как анализировал проблему неразличимости Артур Данто («Artworld», 1964), и как работают с этой проблемой некоторые художники-концептуалисты (Лоуренс Вейнер, Джозеф Кошут), опираясь, в основном, на контекст, которым они наделяют текст, имеющий первоначально статус документа.

Наталья Смолянская. Художник и теоретик. Кандидат философских наук (2005), PhD по философии (Университет Париж 8, Франция) по теме «Разрушение концептуальных рамок. Искусство и язык», доцент РГГУ, тема диссертации «Парадигма символического: Нельсон Гудмен и современная французская философия». Член Европейской сети исследователей авангарда и модернизма. Руководитель исследовательской программы в Международном колледже философии (Париж) (2007–2013): «Разрушение концептуальных рамок: мыслить “языки искусства”. Авангард и разрушение концептуальных рамок» (Crise du cadre: penser les «langages de l’art» Les avant-gardes et la crise du cadre).

Александра Данилова. 

Постоянство памяти

Нежелание вспомнить или невозможность забыть? Личные переживания и коллективная память? Все эти темы по-разному обсуждались художниками второй половины ХХ столетия. Тема памяти связывалась и с травматическим европейским прошлым, но она же давала силы смотреть в будущее. Герхард Рихтер, Кристиан Болтански, Ханс Хааке, Ансельм Кифер и другие знаменитые мастера по-разному интерпретировали эту тему: память как миф, память как архив, память как место, память как переживание.

Александра Данилова. Искусствовед, куратор. Автор многочисленных статей по истории русского и зарубежного искусства ХХ века. Преподает историю искусства в различных высших учебных заведениях. Куратор выставочных проектов, посвященных искусству московского концептуализма, среди которых «Интерпретация объекта» в рамках 3-й Московской биеннале, «Поле действия» в Фонде культуры Екатерина (2010). В настоящее время – заместитель заведующего Отделом искусства Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).

Кирилл Разлогов

Шанталь Акерман – одна из самых смелых визионеров в кино последней четверти XX века. Подход автора берет начало в эстетическом и очень личностном методе формирования визуальной формы, с помощью которой она исследует географию и идентичность, время и место, сексуальность и религию. Ее художественный язык сформировался под влиянием структуралистского кинематографа, она выставлялась вместе с Микаэлем Сноу, Энди Уорхолом, Ивоной Райнер и другими. Шанталь Акерман исследует визуальный ландшафт и свободно перемещается между документальным и игровым жанрами. Гибридное пространство экрана, создаваемое Акерман, рождает чувство места, «переживаемое» автором на ментальном уровне. Длинные планы городов, земель и домов передают саму суть жизни, в особенности женской, и течение времени и памяти.

Персональные выставки Акерман проходили в Центре Помпиду в Париже, музеях современного искусства Антверпена и Тель-Авива, Массачусетском технологическом институте, Художественном музее Принстонского университета. Она участвовала в Венецианской биеннале (2001) и «Документа 9» (2002). Была членом жюри Венецианского и Берлинского кинофестивалей. Командор ордена Леопольда I (2004) – высшей государственной награды Бельгии.

В своем выступлении Кирилл Разлогов, российский киновед и культуролог, проанализирует творчество Шанталь Акерман и постарается обозначить границу, проходящую между кинематографом и визуальным искусством.

Шанталь Акерман в пространстве кино и видеоарта

Кирилл Разлогов. Российский киновед и культуролог. Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России (с марта 2015). Директор Российского института культурологии (1989–2013). Автор и ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура». Автор 14 книг и около 600 научных работ по истории искусства и кинематографа, различным проблемам культуры. С 1972 года преподает историю мирового кинематографа на Высших курсах сценаристов и режиссеров, с 1988 – на киноведческом факультете ВГИКа. В 1989 году возглавил Российский институт культурологии. В качестве программного директора с 1999 года принимает участие в работе Московского международного кинофестиваля (с перерывом в 2006–2008).

Алексей Артамонов

Йонас Мекас: дневниковое кино между памятью и изображением

В своем дневниковом кино Йонас Мекас полностью сконцентрировался на персональном, приватном, основным материалом своих фильмов сделав «интенсивность реального момента». Однако его «я» всегда одновременно присутствует и отсутствует в фильме. Поток жизни из фильмов Мекаса – не субъективность, а, скорее, образ в процессе становления, пульсирующая точка возможности образа где-то между тем, что изображено, и тем, кто изображает. Эта пульсирующая точка – место разрыва между утерянной памятью во время съемки и памятью об этой памяти. Несоответствие запечатленного искомому образу становится еще более заметным и драматичным в его видеофильмах: зазор между иллюзией тотальной и беспредельной фиксации реальности с помощью видео и одновременно его пустотностью и меланхолической недостаточностью сам по себе выглядит метафорой непреодолимой дистанции между памятью и изображением.

Алексей Артамонов. Родился в Москве. Куратор кинопрограмм и кинокритик. Пишет тексты о музыке и кино для печатных изданий и интернет-ресурсов: «Сеанс», «Искусство кино», «Афиша», Interview Russia, Look At Me, W-O-S, Colta.ru, Kinote, газеты «Сине Фантом». Бывший редактор раздела кино сайта «Теории и практики». Один из кураторов кинопрограммы «Медиа Форума» 35-го и 37-го Московского международного кинофестиваля (программа «Говорящее кино»). Куратор программы «Found footage. Зеркало в движении» 24 МКФ «Послание к человеку». Модератор мастер-классов Санкт-Петербургского фестиваля «Начало». В прошлом – пресс-секретарь Государственного центрального музея кино и фестиваля «Послание к человеку».

Константин Бохоров

Политика памяти и современное искусство

Современность преодолела классическую концепцию памяти. Теоретически память в постмодернизме определяется не как нечто врожденное и оригинальное, составляющее основу идентичности, а как необходимая структура имплантированная или индуцированная искусственно. Многочисленные примеры этого дает кинематограф: «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотта или «Джонни Мнемоник» (1995) Роберта Лонго и многое другое.

Критика: Бенжамин Бухло в статье «Прощание с идентичностью» («Artforum», dec. 2012) утверждает, что в современном искусстве визуализация модернистской концепции памяти приобретает театральные формы. Превращается в спектакль. Фетишизирует историю и эстетические практики.

Примеры работы современных художников с памятью связаны с именами Кристиана Болтански, Дугласа Гордона, Пьера Юига, Томаса Хиршхорна и других.

По Бухло, только Джеймсу Коулмену, работающему с разрывами восприятия, с когнитивными лакунами внутри семиотических структур, удается преодолеть противоречие, когда художественный психоанализ является в то же время и фактором навязывающим искусственную структуру идентичности.

В докладе рассматривается правомерность подобной постановки вопроса и возможности обратиться к памяти только эстетически, не вовлекаясь в фетишизацию культуры, в спектакль.

Каким образом должны функционировать радикальные художественные практики, которые, по Бухло, только и могут быть возможными при работе с этой проблематикой? По его мнению, эти практики предполагают «создание новой культурной идентичности через освещение тех классов и тех людей, тех пространств и пейзажей, которые история традиционно игнорировала и которые не имеют еще своих образов и имен».

Константин Бохоров. Куратор, арт-критик. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. Публикуется в «Художественном журнале», «Диалоге искусств» и других изданиях. Организовывал выставки современного русского искусства на Венецианской биеннале (1996–1999), Стамбульской биеннале (1997), биеннале в Сан-Паулу (1997). Русский советник на «Документе 12» (2007). В 2000-х годах курировал выставки «Субъект и власть» (2001), «Давай! Из лабораторий свободного искусства России» (2002), «К видеоостровам» (2005), «Привратники новизны» (2006), «Эрвин Вурм: держи голову в холоде» (2008), «Второй диалог» (2009), «Эстетика vs информация (2010), «Шестое чувство у вас что ли?» (2014). Преподает историю искусства, теорию современного искусства и театра в Московском городском психолого-педагогическом университете, Высшей британской школе дизайна, институтах «База», УНИК и др. Доцент МГППУ. Кандидат культурологии. Член МСХ, AICA.

В рамках образовательной программы к выставке «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства».

Начало в 19:00.
Место проведения: лекционный зал усадьбы князей Голицыных.

Вход бесплатный. Необходима предварительная регистрация.

Генеральный партнер музея

Партнер проекта

Информационные партнеры

Профессиональный информационный партнер

При поддержке

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru