Биография Андре Мальро

Интерес к живописи, скульптуре пробудился у Андре Мальро с юных лет. Обладая феноменальной памятью, он накапливал материал, пропадая в библиотеках, галереях, музеях. В начале 1923 года хранитель Кельнского музея Альфред Сальмони разложил перед Мальро репродукции тайских скульптур, ханьских голов, романских ликов, отобранных им для выставки «Восток - Запад», и стал подкладывать одну к другой, выявляя тайное сродство. Так Мальро узнал интуитивно зародившийся «свой метод».

Мальро определял свое творчество как «непрерывное размышление». С Россией Мальро познакомился раньше, чем побывал там. Значительное влияние на формирование его личности оказали романы Толстого и Достоевского. Мальро безошибочно выделил лучшее из советской новой литературы – ценил книги Бориса Пильняка, восхищался «Конармией» Бабеля.

В романах, составившее зрелое художественное творчество Мальро, - «Завоеватели» (1928), «Королевская дорога» (1930), «Удел человеческий» (1933), утверждается героическое действие , конкретно-историческая, политическая реальность насыщает их.

В 1934 году Андре Мальро был приглашен в качестве гостя на Первый съезд советских писателей. Инициатором этого приглашения был Илья Эренбург, который познакомился с Мальро в Париже в 1932 году.

В Испании Мальро появился через несколько дней после франкистского путча, 20 июля 1936. По официальной версии – чтобы информировать о происходящем французскую аудиторию, а на самом деле поддержать республиканскую авиацию – «судьба будущих войн будет решаться в небе».. В конце 1936 партизанская эскадрилья войдет в состав правительственного воздушного корпуса и получит наименование «эскадра Андре Мальро».

С началом Второй мировой войный Мальро поступает рядовым в бронетанковые войска и с весны 1940 находится в действующей армии. В июне со своим полком он попадает в плен, в ноябре ему удалось бежать. В списках запрещенной фашистами литературы на территории оккупированной Франции – книги Мальро. Он поселяется в «свободной зоне» и работает над новыми романами. С весны 1944 возглавляет партизанский отряд. Снова проходит испытание пленом и инсценированным расстрелом. После освобождения Тулузы в августе 1944 вышел на свободу и продолжил борьбу.

Участвуя в движении Сопротивления, Мальро, по его словам, «обрел Францию», «обручился с Францией», В начале 1945 года состоялось личное знакомство с Шарлем де Голлем. Для Мальро героический образ Де Голля раз и навсегда был определен обращением к французам 18 июня 1940 года с призывом к сопротивлению оккупантам. Политический деятель отождествлялся в представлении Мальро с самой Францией. Поэтому, когда генерал Де Голль «во имя Франции» пригласил его к сотрудничеству, без колебаний согласился. После короткого срока первого министерского портфеля в 1945-1946 годах, Мальро стал активистом деголлевской партии. В мае 1958 года с приходом к власти Де Голль снова призвал его в правительство. С 8 января 1959 Мальро занял пост государственного министра по делам культуры.

В течение десяти лет, имея на руках более чем скромный бюджет, Мальро пытался сделать все возможное для оживления культуры, возрождения традиций, повышения престижа Франции. Это была обширная разносторнняя программа. В постановлении от 24 июля 1959 года значится: «Министерство по культурынм делам планирует донести главные классические произведения до как можно большего числа жителей Франции». Мальро открывает дома культуры во всех регионах Франции – по замыслу Мальро, они должны были приобщить к культуре жителей провинции, не имеющих, как в столице, прямого доступа к культурным ценностям. Ряд крупных выставок, посвященных ретроспективе искусства отдельных стран – Индии, Ирана, Мексики, Испании, Африки, России идр, подготовленных при поддержке Мальро, развивали идею диалога культур. Также Мальро положил начало созданию с 1964 года Всеобщего корпуса памятников и художественных сокровищ Франции. Развивая национальную идею, вместе с тем, Мальро во всех выступлениях, посвященных защите памятников в разных странах и на разных континентах, подчеркивал, что все нации участвуют в спасении цивилизации.

В 1967 году Мальро принял решение организовать во Франции большую выставку «Анри Матисс» - к столетнему юбилею художника. Подготовка выставки послужила поводом официального визита в СССР, где в ГМИИ и Эрмитаже хранилось одно из самых богатых собраний картин Матисса. При посещении музеев министр значительно оживлялся, о чем свидетельствуют фоторепортажи его поездки. В ГМИИ им Эрмитаже экскурсии для высокого гостя провели директора музеев – Ирина Антонова и Борис Пиотровский.

Размышлению о самой природе культур, истории развития искусств Мальро посвящает целую серию капитальных трудов. Главные из них: «Психология искусства»(«Воображаемый музей», 1947; «Художественное творчество», 1948; «Цена абсолюта», 1950), «Воображаемый музей мировой скульптуры» («Скульптура», 1952, «От барельефов к священным гротам», 1954; «Христианский мир», 1954), «Метаморфоза богов», 1957, «Бренный человек и литература», 1977.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru