Понятие о совершенном живописце. Русские гравированные академические оригиналы и пособия для художников XVIII века

20.02.2016 – 26.06.2016

Главное здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Понятие о совершенном живописце», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века. Экспозиция не случайно расположена в Олимпийском зале Музея среди слепков, подобных тем, что заполняли учебные мастерские. Гипсы были вторым этапом художественного образования, а первым – гравированные «образцы». Сохранились многочисленные рисунки, копирующие эти гравюры, в то время как сами эстампы редки и в полном составе присутствуют не в каждом музее. Их значимость не ограничивается учебной практикой, но затрагивает всю русскую культуру, захваченную в ХVIII столетии стремлением освоить европейское художественное наследие. В экспозиции представлены гравюры, учебные пособия и книги для художников того времени.

Большой интерес представляют книги по искусству, изданные в России в ХVIII веке. Название выставки «Понятие о совершенном живописце» воспроизводит заголовок одной из них. Так скульптор Архип Матвеевич Иванов (1749-1826) озаглавил сочинение знаменитого французского теоретика Роже де Пиля (1635-1709), которое он перевел на русский язык в 1789 году. Издание повествует о достоинствах живописи, о тонкостях ремесла художника, о качествах, которые делают его «совершенным» и об умении их оценивать. Появление первых серьезных  пособий для художников связано с деятельностью специальных палат – Рисовальной и Гравировальной – при российской Академии наук. Созданные в 1724 году, они ввели системное преподавание рисунка. В 1734 году библиотекарь Иоганн Каспар Тауберт (1717-1771)  перевел с немецкого языка труд, известный как  «Книга Прейслера». Издание рассказывает о том, как совершенствовать навыки художника, и сразу привлекло внимание писателей и ученых. В 1760 году Михаил Яковлевич Некрасов (1712-1778) издал «Краткое наставление к рисовальной науке в пользу российского юношества». Автор вступает в спор с Прейслером, предлагая более простые способы обучения.

В 1757 году Академия наук ввела новые методы обучения и учредила наставников для российских студентов. Среди преподавателей важно отметить Георга Фридриха Шмидта (1712-1775). Этот крупный мастер принес в отечественную гравюру новые техники. На выставке присутствуют работы его учеников Алексея Ангильевича Грекова (1723/26–после 1770) и Прокофия Артемьевича Артемьева (1733/1736–1811), которые штудируют один и тот же оригинал – исполненный Шмидтом портрет французского художника Мориса Кантен Латура.

Центральное место в экспозиции занимают гравированные «образцы». К ним ученики обращались для  прорисовки «глаз», «носов», «рук» и «ступней». На первом этапе осваивались «головы», подобные представленным «Парису», «Персею», «Андромеде». Затем принимались за фигуру, как на экспонируемых «Циклопе» или «Германике». После этого студенты переходили в класс гипсов, за которыми следовал натурный класс. Третья ступень обучения заключалась в умении соединять фигуры в единую композицию.

Эти монументальные гравюры связывают начальный этап русской Академии с эпохой ее расцвета, большинство рисунков принадлежит Шмидту и его ученику – первому выдающемуся выпускнику, а затем директору Академии – Антону Павловичу Лосенко (1737-1773). Их «мастерские подлинники» гравировались в 1790-е годы как аттестационные работы учеников старшего возраста. Среди показанных работ на выставке стоит отметить эстампы Лосенко – «Каин», «Авель» и «Правосудие». Эти штудии художник написал в Риме, по возвращении они были представлены на академической выставке 1769 года и вызвали восхищение русского зрителя. Для многих поколений учеников они обрели значение эталонов и неоднократно копировались.

Посетители также познакомятся с редкими гравюрами русского скульптора Михаила Ивановича Козловского (1753-1802). Капитальный лист «Русская баня» был создан автором в 1778 году под впечатлением росписей, которые художник изучал во время своего пребывания в Риме. Это отчетная работа. В ней 25-летний мастер демонстрирует прекрасное владение рисунком, композицией, а также поиски нового художественного стиля. Эти навыки воплотились в скульптуре автора. В небольшом гравюрном наследии Козловского есть уникальная работа, посвященная творческому выбору и демонстрирующая неоклассические приоритеты мастера. Эстамп «Апеллес - живописец избирает лучшую модель для изображения своей Венеры» отражает умение Козловского так соотносить легенду и быль, что произведение звучит поэтично и актуально.


Куратор: Марина Александровна Пожарова, старший научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина

В экспозицию вошли работы из собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи и Государственной Публичной Исторической библиотеки России. 

21.02.2016

Рисуем вместе

21 февраля ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит традиционную акцию «Рисуем вместе». Тема зимней акции – выставка: «Понятие о совершенном живописце», представляющая штудии молодых художников XVIII века.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.