Архив выставок

Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века

20.09.2016 – 13.11.2016

Главное здание

Вход на выставку «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» закроется 13 ноября в 14:00.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку, посвященную великому итальянскому художнику XVIII века, Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), граверу, рисовальщику, архитектору, ведутисту, декоратору, ученому-исследователю.

Обратите внимание, что очередь в Главное здание разделена на две части: очередь на выставку «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» и очередь на выставку «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» и постоянную экспозицию.

В экспозицию войдут более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также  пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российского государственного архива литературы и искусства, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Впервые вниманию российского зрителя будут предложены гравировальные доски Пиранези, предоставленные Центральным институтом графики (Римская Калькография). В общей сложности на выставке будут экспонироваться около 400 произведений.

Благодаря работам предшественников и последователей итальянского мастера, зритель сможет получить наиболее полное представление о формировании творческой личности Пиранези, о влиянии его искусства на последующие поколения художников и о том, какую роль его наследие сыграло в России. Таким образом, выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника. «До» – это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» – художники и архитекторы конца XVIII–XIX столетий, вплоть до   XXI века.  Творчество Пиранези вдохновляло придворных архитекторов Екатерины II – Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Винченцо Бренну; мастеров русского авангарда – Ивана Леонидова, Константина Мельникова, Якова Чернихова; а также современного художника Валерия Кошлякова, специально создавшего для данной выставки произведение, посвященное мастеру.

Экспозиция состоит из нескольких больших разделов:

Белый зал

Белый зал посвящен Античности. Пиранези в течение всей своей жизни занимался исследованием древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий. Впервые российские посетители смогут увидеть листы из важнейших теоретических работ мастера, прежде всего четырехтомного сочинения «Римские древности» (1756) и других. Пиранези были описаны сохранившиеся памятники древнего Рима, реконструирована топография античного города, запечатлены исчезающие остатки античных памятников.

Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он принимал участие в раскопках и начал воссоздавать памятники античного искусства, продавая их наряду с гравюрами. Тогда же он приступил к разработке проектов каминов и мебели, повлиявших на развитие эстетики неоклассицизма. Получить представление об этой стороне творчества мастера впервые посетители смогут, познакомившись с листами из двух серий гравюр: «Различные способы украшения каминов…» и «Античные вазы, канделябры…» (последняя была создана на средства российского мецената И.И. Шувалова).

Кроме того, на выставке можно будет увидеть гравюру с рукописными заметками самого мастера и два редких рисунка молодого Пиранези из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пиранези принимал живое участие в жарких спорах «о греках и римлянах», получивших широкое распространение в середине  XVIII века. Он со всей пылкостью отстаивал главенствующую роль архитектуры Рима вопреки мнению «эллинистов», считавших вершиной мировой художественной культуры Грецию. С этой темой на выставке связан показ книжных изданий, сочинений знаменитых теоретиков античного искусства – Иоганна Иоахима Винкельмана и Бернара де Монфокона, представителей эллинистического течения. Большой интерес представляет русское издание книги архитектора Чарльза Камерона о римских термах. В постройках Камерона в России, в Царском Селе и Павловске, прослеживается определенное влияние идей художника, создавшего новую эстетику, став одним из главных предвестников неоклассического стиля и стиля ампир.

В этом же зале вдохновленный работами итальянского мастера известный современный российский художник Валерий Кошляков представит публике произведение, созданное специально для выставки – «Рим. Форум» (2015–2016), перекинув виртуальный мостик из эпохи венецианского мастера в XXI столетие.

Коллонада

Важное место в структуре выставки занимает колоннада, посвященная теме ведуты. Здесь показаны лучшие листы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, в фондах которого хранится вторая по значимости и величине в нашей стране коллекция офортов мастера, сформировавшаяся в 1920–1930-е годы. Центральное место на колоннаде отдано офортам из сюит «Виды Рима…» и «Виды Пестума» – прекраснейшим и самым известным произведениям мастера, принесшим ему славу при жизни и продолжающим оказывать влияние на последователей художника уже после его смерти.

Зал 20

Зал 20 посвящен истокам будущего гения, его формированию: учителям, первым шагам в искусстве, увенчавшимся созданием двух ранних серий офортов. Одна из них, «Темницы…», со временем приобрела славу одного из главных шедевров мирового искусства всех времен.

Сюита «Темницы…» (ее полное название – «Воображаемые темницы Дж. Баттиста Пиранези, вене[цианского] архит[ектора]») были выполнены в технике офорта и изданы римским торговцем, выходцем из Франции Жаном Бушаром. Первое издание серии, состоявшее из 14 листов, восходит к 1749 году. Уже в этом раннем варианте Пиранези создает абсолютно новую концепцию пространства, безмерного и безграничного. Новая жизнь произведения началась в 1761 году, когда серия подверглась кардинальной переработке: доски были полностью перегравированы, стали более темными, добавилось два новых листа: «Пытка дыбой» и «Барельеф со львами», а их содержание стало еще более таинственным, трагическим и сложным для восприятия.

Чтобы облегчить зрителю возможность проникнуть в загадочный мир офортов из серии «Темницы…», на выставке в соседнем      зале 19, как раз напротив стены с оригиналами, будет демонстрироваться 3D видео Грегуара Дюпона. Этот любезно предоставленный Музею для показа фильм, созданный в 2010 году для другой выставки произведений Пиранези, организованной Фондом Чини (Венеция), мастерски использует современные технологии, воссоздает виртуальную среду знаменитой серии гравюр художника «Темницы…».

Зал 19

В 19 зале, который станет связующим звеном между работами Пиранези и произведениями XX века, посетители увидят  расположенные на щитах два архитектурных проекта советских архитекторов Константина Степановича Мельникова и Андрея Константиновича Бурова. Надо отметить, что работы мастеров советской архитектуры эпохи сталинского ампира образовали значительный раздел выставки, расположившийся в залах 18 и 21. Эта завершающая часть экспозиции органично демонстрирует пиранезианские идеи, воплощенные в советской архитектуре. Здесь представлены работы известных отечественных архитекторов и художников советского периода, среди которых особо место занимают И.И.Леонидов, К.С.Мельников, Л.В.Руднев, Я.Г.Чернихов, Б.М.Иофан, а также И.А. Фомин, Я.Б. Белопольский, Е.М. Сорин, И.А. Голосов, С.М. Грузенберг.

В этом же разделе будут показаны гравировальные доски Пиранези из собрания Центрального института графики (Рим), и пробковые модели архитектурных памятников древнего Рима, выполненные в XVIII веке Антонио Кики, из собрания Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств.

Образовательная программа «Итальянская осень» к выставкам «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» и «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века».

Сборные экскурсии для детей по выставке: в 11:30 по субботам 15, 22, 29 октября; 5, 12 ноября.
Дополнительно необходимо приобрести билет в Музей. Путевки поступят в продажу до 15 октября. 

Сборные экскурсии по выставке для взрослых по выставке: 
По четвергам 13 и 20 октября в 19:00; 27 октября, 3 и 10 ноября в 17:00 и 19:00
По воскресеньям 16 октября в 13:00; 23, 30 октября и 6 ноября в 13:00 и 16:00.
Путевки поступят в продажу до 13 октября.  Дополнительно необходимо приобрести билет в Музей.  

Экскурсионный Абонемент №51 и №52 «Архитектура. Реальность и вымысел» к выставке. 
Приобрести абонемент

Кураторы выставки:

Федерика Росси (Немецкий институт истории искусства во Флоренции [Kunsthistorischen Institut in Florenz] – Max-Planck-Institut [KHI] [Институт Макса Планка, Флоренция]; приглашенный профессор Московского архитектурного института [Государственной академии, МАРХИ], Москва);
Семён Михайловский (Санкт-Петербургская Академия художеств);
Марина Майская (ведущий научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина);
Юлия Меренкова (научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина);
Александра Данилова (хранитель советского раздела выставки, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). 

Генеральный спонсор

Спонсор

Партнер проекта

При участии

При поддержке

Информационные партнеры

Радиопартнер

Профессиональный информационный партнер

20.09.2016

Лекция Джиневры Мариани «О гравировальных досках Пиранези (Римская Калькография)»

Джиневра Мариани, директор Калькотеки Центрального Института Графики в Риме.

Начало в 19:00.
Место проведения: лекторий усадьбы князей Голицыных. 

21.09.2016

Лекция Федерики Росси «Джованни Баттиста Пиранези: взгляд из России»

Федерика Росси (Federica Rossi), историк искусства и архитектуры. Известна как автор многочисленных работ, посвященных архитектуре и художественной культуре России и Италии.

Начало в 19:00.
Место проведения: лекторий усадьбы князей Голицыных. 

22.09.2016

Встреча в экспозиции с Федерикой Росси «Античность как модель для подражания»

Федерика Росси (Federica Rossi), историк искусства и архитектуры. Известна как автор многочисленных работ, посвященных архитектуре и художественной культуре России и Италии.

Начало в 19:00.
Место проведения: Главное здание

22.09.2016

Встреча с Анастасией Зотовой

Анастасия Зотова, ведущий библиограф Научной библиотеки ГМИИ. Встреча в экспозиции выставки "Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века" с посещением Научной библиотеки ГМИИ им А. С. Пушкина.

Начало в 18:30.
Место проведения: Главное здание. 

06.10.2016

Экскурсия для детей по выставке «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века»

Экскурсию ведет Виктория Аптекман, лектор-искусствовед ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Начало в 17:00.

12.10.2016

Лекция Летиции Тедески «Пиранези и Винченцо Бренна»

Лекцию читает Летиция Тедески, директор Archivio del Moderno в Мендризио (Итальянская Швейцария).

Начало в 19:00.
Место проведения: лекторий усадьбы князей Голицыных. 

13.10.2016

Встреча в экспозиции с Юрием Аввакумовым

Один из ведущих российских архитекторов Юрий Аввакумов в 1980-х годах для обозначения жанра концептуального проектирования в СССР ввел в обращение термин «бумажная архитектура». С 1982 года участвует в архитектурных и художественных выставках, участник Венецианских биеннале 1996 и 2003 годов.

Начало в 19:00.
Место проведения: Главное здание. 

13.10.2016

Экскурсия для детей по выставке «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века»

Экскурсию ведет Виктория Аптекман, лектор-искусствовед ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Начало в 17:00.

19.10.2016

Лекция Марины Майской «Пиранези. Прогулки по Риму»

Лекцию читает Марина Майская, ведущий научный сотрудник, хранитель Отдела графики ГМИИ, специалист по итальянскому рисунку XV-XX вв. Автор трехтомного каталога-резоне итальянского рисунка из собрания ГМИИ, а также значительного ряда книг и статей по искусству графики.

Начало в 19:00.
Место проведения: лекторий усадьбы князей Голицыных. 

26.10.2016

Лекция Марио Бевилаквы «Пиранези и египетские мотивы»

Лекцию читает Марио Бевилаква, профессор кафедры истории искусств и архитектуры Флорентийского Университета. 

Начало в 19:00.
Место проведения: лекторий усадьбы князей Голицыных.

27.10.2016

Встреча с Анастасией Зотовой

Анастасия Зотова, ведущий библиограф Научной библиотеки ГМИИ. Встреча в экспозиции выставки "Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века" с посещением Научной библиотеки ГМИИ им А. С. Пушкина.

Начало в 18:30.
Место проведения: Главное здание. 

27.10.2016

Экскурсия для детей по выставке «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века»

Экскурсию ведет Виктория Аптекман, лектор-искусствовед ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Начало в 17:00.

02.11.2016

Лекция Паоло Коэна «Джованни Баттиста Пиранези и художественный рынок XVIII века»

Лекцию ведет Паоло Коэн, профессор кафедры истории искусств Университета Терамо.

Начало в 19:00.
Место проведения: лекторий усадьбы князей Голицыных.

03.11.2016

Экскурсия для детей по выставке «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века»

Экскурсию ведет Виктория Аптекман, лектор-искусствовед ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Начало в 17:00.

10.11.2016

Встреча в экспозиции с Семёном Михайловским «Пиранези и советская архитектура»

Семен Михайловский, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. 

Начало в 19:00.
Место проведения: Главное здание. 

10.11.2016

Встреча с Анастасией Зотовой

Анастасия Зотова, ведущий библиограф Научной библиотеки ГМИИ. Встреча в экспозиции выставки "Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века" с посещением Научной библиотеки ГМИИ им А. С. Пушкина.

Начало в 18:30.
Место проведения: Главное здание. 

10.11.2016

Экскурсия для детей по выставке «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века»

Экскурсию ведет Виктория Аптекман, лектор-искусствовед ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Начало в 17:00.

12.11.2016

Финисаж выставки «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века»

12 ноября, состоится финисаж выставки «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века». Кураторы выставки, Марина Майская, Семен Михайловский и Федерика Росси, проведут экскурсии по экспозиции.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru