Рафаэль и поэзия образа

С середины XVI века авторы трактатов об искусстве и литературе, вслед за античными мыслителями — Аристотелем, Цицероном, Горацием, Квинтилианом, — постоянно подчер-кивали тесную связь живописи и поэзии. Вновь завоевал популярность и получил различ-ное толкование афоризм, который Плутарх приписывает Симониду Кеосскому: «ut picture poesis» — «живопись подобна поэзии», иными словами, живопись — это немая поэзия, а поэзия — говорящая живопись. Лодовико Дольче в написанном в 1557 году «Диалоге о живописи» проводит параллель между Петраркой и Рафаэлем, вкладывая в уста Пьетро Аретино слова: «живопись — это поэзия, история и обязательный компонент учености. Оттого наш Петрарка называл Гомера “первым художником древних преданий”». 

Итальянские кураторы выставки сосредоточили внимание на том, как Рафаэль изображает человеческое лицо, показав несколько ярких примеров — женских и мужских портретов кисти художника из государственных собраний Италии. Портрет, включая автопортрет, занимает центральное место в творчестве Рафаэля и характерной его особенностью яв-ляется умение соединить в одном образе конкретное и всеобщее. При этом мастер, чьи творения отличаются непревзойденной грацией и изяществом, мог исключительно правди-во передавать и не самые привлекательные черты лица модели, но при этом достоверные детали он наполнял высшим смыслом, следуя собственному пониманию всемирной гармо-нии, в которой случайное становится частью вечности. В экспозиции также представлены картины, на которых изображены лики ангелов или святых, в которых в полной мере во-плотились присущие Рафаэлю идеалы художественного совершенства.

Особую роль портрета подтверждают дошедшие из древности мифы и легенды о рождении живописи, которые охотно пересказывались в эпоху Возрождения. Плиний в «Естественной истории» рассказывает о девушке, очертившей на стене тень возлюбленного, с которым ей предстояло разлучиться, а Леон-Баттиста Альберти в трактате «О живописи» (1435) воз-вращается к теме любовавшегося на свое отражение Нарцисса, с которым древние связы-вали возникновение живописи. Следовательно, внимание к лицу (или лику), существующему в мирском или в сакральном измерении, заставляет вспомнить об истоках этого вида искус-ства. Живопись художника из Урбино стала немой поэзией, о которой говорили древние.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.