Рафаэль в русской культуре

К творчеству Рафаэля как к вечному источнику красоты и вдохновения постоянно об-ращались русские мыслители, писатели, художники. Основанная в 1757 году в Санкт-Петербурге Академия художеств сыграла важную роль в приобщении живописцев к опыту итальянской школы, и копирование произведений Рафаэля стало важной составляющей программы обучения. В практику вошли поездки учеников Академии в Рим, где, в частности, создали свои прославленные полотна Карл Брюллов («Последний день Помпеи») и Александр Иванов («Явление Христа народу»).

В русской литературе устойчивый интерес к Рафаэлю сформировался в эпоху романтиз-ма благодаря Василию Жуковскому, поклоннику немецкой культуры. Описывая встре-чу с «Сикстинской Мадонной», поэт говорил, что «это не картина, а видение». С этого момента знаменитое полотно из Дрездена в глазах русских писателей, поэтов, фило-софов становится главным произведением мастера и, по удачному выражению одного из исследователей, «едва ли не самой устойчивой христианизированной поэтической легендой об искусстве», добавим от себя — об искусстве Италии.

Александра Пушкина связывали особые отношения с итальянским гением, чье имя неод-нократно встречается в его поэтических творениях. Критик В.Г. Белинский после знаком-ства с «Сикстинской мадонной» писал: «…Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре». В трагедии «Моцарт и Сальери» (1830), размышляя об исключительности гения, поэт вспоминает имена двух великих итальянцев — Рафаэля и Данте:

Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
 

Перед гением Рафаэля преклонялся Фёдор Достоевский, не в последнюю очередь обязанный художнику своим духовным обновлением. Философу Н.А. Бердяеву принад-лежит фраза: «Мы не знали радости своего Возрождения». Со всей остротой осознавал это Достоевский, для которого «Сикстинская Мадонна» стала высшим воплощением эпохи, когда христианская духовность и унаследованный от античности классический идеал соединились в неразрывной целостности. Как образец высшего совершенства, картина появляется во всех романах «великого пятикнижия».

Репродукция «Сикстинской Мадонны» украшала рабочий кабинет и Достоевского, и Толстого, однако эти великие писатели в творчестве и в своих взглядах на искусство являлись антиподами. Они не были знакомы лично, и при жизни их поклонники, яростно споря, противопоставляли «светлого» Толстого «мрачному» Достоевскому. За исключе-нием молодых лет Лев Николаевич не выезжал в Европу, а в искусстве отдавал предпо-чтение русским художникам, правдиво изображавшим жизнь крестьянства.

Во второй половине XIX века пришло время новых кумиров, против устаревших акаде-мических норм в живописи выступали и французские импрессионисты, и русские пе-редвижники. Памятники греческой и римской античности, творения Рафаэля и других мастеров Ренессанса сохраняли непреходящую ценность, однако отныне им отводилось почетное место лишь в сокровищнице мировой культуры.

На рубеже XIX и XX столетий имя Рафаэля вновь оказалось в центре внимания предста-вителей русского религиозно-философского «возрождения» — Н.А. Бердяева, С.Н. Бул-гакова, П.А. Флоренского, В.В. Розанова. По мнению Бердяева, гармоничное искусство Рафаэля не отвечает духу христианской эпохи, где царит незавершенность и трансцен-дентная тоска. И все же от своих предшественников — романтиков, Пушкина, Достоевского — они унаследовали пиетет перед итальянским гением.

Под иным углом зрения внимание к Рафаэлю возродилось в искусстве начала XX сто-летия, когда происходил напряженный поиск новых форм художественного языка, отражающего мировоззрение того времени. Русские «будетляне» оказались солидарны с итальянскими футуристами, отрицавшими культурные завоевания прошлого. Но не случайно так называемые авангардисты, чьи помыслы были устремлены в будущее, при-зывали одним из первых «сбросить с парохода современности» именно Рафаэля, став-шего олицетворением целой эпохи. Однако время над ним не властно. Интерес к твор-честву великого итальянца не угасает и в наши дни, и предлагаемая вниманию зрителей выставка — первая за всю историю выставка произведений Рафаэля в России — убедительное тому доказательство.

 

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.