Архив выставок

Выставка фрагмента плиты с надписью Ашшурнацирапала II

17.05.2016 – 17.07.2016

Главное здание

Фрагмент плиты с надписью Ашшурнацирапала II – победитель голосования за самый интересный предмет из запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках спецпроекта «Пушкинский музей» на просветительском сайте Arzamas.

Это фрагмент плиты, которая была частью оформления дворца царя Ашшурнацирапала II, правившего в первой половине IX века до н. э. в городе Кальху, он же Нимруд. Этого города больше нет: в марте 2015 года он был взорван боевиками ИГИЛ (организация признана в России экстремистской и запрещена).

Такие алебастровые плиты с клинописным текстом наряду с рельефами оформляли церемониальные покои Можжевелового дворца ассирийского царя в Кальху. Первые раскопки дворца проводились в 40-х годах XIX века под руководством англичанина Остина Генри Лэйарда. Впервые аналогичный текст был опубликован в Лондоне в 1902 году. В нем сообщается, что это дворец Ашшурнацирапала, описываются достоинства и родословная царя: «Жрец Ашшура, избранник богов Эллиля и Нинурты, любимец бога Ану и бога Дагана, разрушительное оружие великих богов, могучий царь, царь вселенной, царь Ассирии…». В тексте подробно рассказывается о покоренных Ашшурнацирапалом землях и отмечается, что он тот, «кто своей властной борьбой принес под свою власть свирепых и безжалостных царей с востока до запада».

Ассирийскую клинопись ученые научились читать в середине XIX века: в 1857 году англичанин Тальбот (среди прочего – изобретатель фотографии и автор одного из первых снимков-селфи) отправил в Королевское азиатское общество свою дешифровку надписи на глиняной призме ассирийского царя Тиглатпаласара I. Эту же надпись перевели еще трое ученых, конверты с ответами вскрыли одновременно. Четыре перевода совпали почти на 60%, и методику дешифровки клинописи решили считать верной.Для записи ассирийского диалекта аккадского языка использовали клинопись, созданную изначально для шумерского языка. Большая часть знаков имела фонетическое значение (они читались как слоги), но сохранились и шумерские идеограммы – знаки, обозначавшие целые слова и понятия (например, термины родства, названия профессий, животных, металлов и тому подобное). Один и тот же знак мог обозначать несколько разных слов и фонетических значений. Сложность этой системы делала задачу дешифровки клинописи очень трудной. Она стала возможной благодаря трехъязычным надписям древнеперсидских царей Ахеменидов. Эти надписи высечены на памятниках Персеполя и на скалах Иранского нагорья на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Сначала был подобран ключ к древнеперсидскому языку, а потом с его помощью – к аккадскому. 

Тогда стало возможным прочитать и текст на алебастровой плите из города Нимруд о «разрушительном оружии великих богов»; сейчас уже не существует этого города, нет больше и дворца царя Ашшурнацирапала, но фрагмент плиты с клинописным текстом хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина и представлен в экспозиции до 17 июля 2016 года.

Голосование за предмет из запасника проходило с 14 по 28 апреля 2016 года в рамках проекта «Пушкинский музей» на сайте Arzamas. Спецпроект состоял из трех частей: подробного описания десяти шедевров из Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков; пазла, составленного из фрагментов картин старых мастеров; системы голосования за один из экспонатов из коллекций Отдела Древнего Востока и Отдела искусства и археологии Античного мира. Научными консультантами проекта выступили сотрудники Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков – Ирина Никифорова, Елена Коротких, Анна Познанская, Данила Булатов, сотрудники Отдела искусства Древнего Востока – Ольга Васильева, Галина Колганова, а также заместитель заведующего Отделом искусства и археологии Античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Тугушева.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru