Gustav Klimt. Egon Schiele. Drawings from the Albertina Museum (Vienna)

On October 10th 2017, the opening of the exhibition of drawings by the most outstanding representatives of Austrian art of the early 20th century, Gustav Klimt (1862–1918) and Egon Schiele (1890–1918), will take place at The Pushkin State Museum of Fine Arts. The exhibition is part of the Russia-Austria Tourism Year 2017, announced in Vienna on January 12th 2017.

At the first large-scale exhibition of artworks by Klimt and Schiele more than 100 sheets from the collection of the Albertina Museum (Vienna) will be displayed – 47 drawings by Gustav Klimt and 49 drawings by Egon Schiele. These artworks originated during different creative periods and show different kinds of drawings: studies of the figures related to the paintings, portraits, single studies of female nude figures, etc.

With the traditional graphic technics – black chalk, pencil, watercolours, gouache – the artists were solving new esthetic problems occurring at the turn of the 19th and 20th century.

Gustav Klimt, the main representative of the Viennese Art Nouveau, was famous for his phenomenal drawing skills. He earned a very special place not only in Austrian, but also in world art. His drawings influenced the art of young artists, first of all Egon Schiele, who started his art career at the time when Klimt reached the peak of his career. With the fundamentals adopted from Klimt, Schiele developed his personal unique style, that marked the turn from Art Nouveau to Expressionism.

The artworks by Gustav Klimt and Egon Schiele entered the Albertina collection during the lifetime of the artists. Nowadays, a century later, the number of drawings has increased to 170 drawings by Klimt and to 140 by Schiele, in addition to about 40 works that are in long-term storage at the museum.

Klimt’s drawings became extremely popular among collectors and connoisseurs at the end of his life and after his death in 1918. Although Klimt the painter subsequently overshadowed Klimt the draughtsman, the recent studies and cataloguization of his graphic work have made it fully possible to assess the role of drawing in his art. After his death, about 2,500 drawings  that he had not sold, given away or destroyed were found in his studio. Overall, more than 4,000 of his drawings are known today.

Most of the artist's drawings are related to certain paintings. Klimt never revealed his artistic ideas either in writing or orally, only his drawings help to understand his creative methods. In his multi-figured compositions, Klimt payed great attention to the studies of each figure. His oeuvre includes a series of drawings depicting the same motive or posture.

A major part of the exhibited drawings are female portraits (Portraits of Serena Lederer, Paula Zuckerkandl, etc.) In these studies, Klimt was trying to find a certain posture and composition of the portrait that would help to reveal the model’s personality from the artist's perspective.

Klimt developed a revolutionary approach to the depiction of nude female figures. Unlike in his paintings, he interprets the erotic aspects more explicitly in his drawings. Some of the studies were related to Klimt’s work on the pictorial compositions, but most of them are autonomous (Reclining Female Nude)

During his lifetime, the artist evolved his graphic style. His early drawings, with their almost photorealistic details, graphic details indicate his thorough academic training. But the features that would later become the constant of Klimt’s graphic manner had already appeared in his early works: the primacy of the linear principle, and the expressiveness of the contour, in which precision is combined with sensuality. The special place in the artist’s oeuvre belongs to the drawings for the magazine «Ver Sacrum» (1898). Built on contrasts of black and white (Initial D) they may be called paragons of the Art Nouveau style in graphic art. Over time, the elements of stylization and geometrization of form are occurring more often.

From about 1897 onwards, Klimt drew with black chalk on brown wrapping paper. Later (circa 1903-1904), he began to use smoother Japan paper along with graphite pencil (Seated Female Semi-Nude). The crisp and precise graphite lines with their metallic lustre give the drawings a characteristic look; they correspond chronologically to the “golden style” in Klimt’s paintings (Standing Pregnant Female Nude). In subsequent years (after about 1908 and especially after 1910), the lines in Klimt’s drawings became more free, uninhibited “pictorial” and even broken and nervous at times, showing the artist’s inner turmoil (Standing Woman with Lowered Arms).

Klimt’s drawing style with its expressive contours served as a model for Egon Schiele. The experience of the decorative stylization of nature amassed by Viennese Art Nouveau was reinterpreted and applied to solve new problems posed by the aesthetics of Expressionism.

Schiele considered himself to be first and foremost a painter and wanted people to see him as such. However, critics and art lovers often hold Schiele the draughtsman higher than Schiele the painter. For Schiele, drawing was as natural as breathing. Lines and contours play such an important role in Schiele’s paintings that one can call drawing the foundation of his painterly oeuvre. He left about 3,000 works on paper behind – drawings, watercolours and gouaches.

Schiele’s earliest drawings at the exhibition date from 1906 (Self-Portrait, Bust of Voltaire), a starting point that allows viewers to appreciate the rapid evolution that his art underwent over the following years. A series of postcard designs (circa 1909) shows that the artist had already mastered the style of the Secession and the Wiener Werkstätte, marked by decorativeness and geometric stylization. At this time he was strongly influenced by Gustav Klimt.

In the second half of 1909, Schiele began to break free from this influence until he finally developed his own personal style in 1910. Decorativeness and elegance gave way to expression and emotional tension (The Painter Max Oppenheimer). The contour became the main means of expression in Schiele’s drawings. The transition from Art Nouveau to Expressionism was marked by the negation of “beauty” as understood by idealistic aesthetics and signified the effacement of boundaries between the beautiful and the ugly. The limits of art expanded, and began to include what had earlier been considered anti-aesthetic. In his watercolours and gouaches, Schiele used colour to augment the emotional intensity of his work. In some works, made in 1913 and 1914, the hatching becomes angular and “prickly”.

Schiele’s drawings of subsequent years (1915-1917) show signs of an increasing penchant for realism and for the depiction of volume and plasticity (Nude on Her Stomach). His 1918 drawings make use of a single continuous contour line delineating the entire figure – a pure contour that is only occasionally embellished by scant hatching. Schiele attains an unerring precision of line, laconism, and an economy of visual means.

In the years 1910-1911, Schiele often drew children often and these drawings refer to his first Expressionistic works (Girl with Ocher-yellow Dress). Schiele the draughtsman made many portraits that often represent people from his “inner circle”.

Schiele’s self-portraits are a very special phenomenon in the history of art. The artist made different images of himself, trying on “masks”, playing roles, and making faces; in some self-portraits, he even depicted himself naked. All of these were visual symbols of the fragility of his inner self that tended to fall apart into incompatible elements. Schiele assigned a lot of importance to expressive gestures, poses and mimics, both in his self-portraits as well as in his portraits of other people. Schiele invented and staged a body language of his own: far from natural expressions of real emotions, all the models’ poses were dictated by the artist (Nude Self-Portrait. Grimace).

Many of Schiele’s graphic works depict female models that are often nude. Just like Rodin and Klimt he kept models in his studio, where he observed their behavior. Schiele had no forbidden themes in this genre and lifted all the taboos. His utmost candidness in the treatment of erotic themes became an aesthetic principle of sorts (Seated Nude).

The figures in Schiele’s drawings are taken out of their social and everyday context and placed into the abstract field of the paper sheet, with a lack of reference points. His characters exist outside of time and space.

A special place in Schiele’s graphic oeuvre belongs to thirteen watercolours and drawings made during his stay in prison in the spring of 1912, which he experienced as a humiliating infringement on his freedom. Two of these drawings are shown at the exhibition (The Door to the Open, My Wandering Path Leads over Abysses): they create the impression of documentary eyewitness accounts.

Vitaly Mishin, the curator of the exhibition: “I believe that for many Russian visitors this exhibition will open new esthetic horizons. It will expand the usual perception of beauty, expressiveness and, perhaps even the limits of what is permitted in art. Due to the different historic circumstances, the Parisian avant-garde of the beginning of the 20th century  is better known in our country than the art life of Vienna from around 1900. The same can be said about drawings, despite the fact that for a long time, Gustav Klimt and Egon Schiele have been recognized as two of the most outstanding artists in the history of art. But to better understand the graphic charm and powerful energy of their drawings you have to see them with your own eyes. Book reproductions and pictures on the internet are not able to reproduce even a fraction of the artistic qualities in the drawings of these great Austrian artists. The display at The Pushkin State Museum of Fine Arts is based on the rich collection of the Albertina museum and gives us a rare opportunity to deeply understand the evolution of both masters, their creative method, and their unique esthetic world.

Curators of the project: Vitaly Mishin (leading research associate of the 19 th and 20th Century European and American Art Department) and Chrisof Metzger (Albertina, Vienna)

Recommended age of visitors 18+

General partner of 19th and 20th Century European and American Art

Radiopartner

Информационный партнер

Professional informational partner

Special informational partner of the exhibition

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Архив выставок

Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)

#КлимтШиле #KlimtSchiele

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 10 октября 2017 года открывается выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта (1862–1918) и Эгона Шиле (1890–1918). Выставка состоится в рамках Года туризма Россия – Австрия 2017, который был анонсирован в Вене 12 января 2017 года.

На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет показано около 100 листов из собрания музея Альбертина (Вена) – 47 работ Густава Климта и 49 – Эгона Шиле. Эти работы относятся к разным периодам творчества художников и представляют разные типы рисунка – этюды фигур, связанные с живописными работами, портреты, самостоятельные этюды обнаженной женской модели и т.п.

Используя традиционные графические техники – черный мел, графитный карандаш, акварель, гуашь, – художники решали новые эстетические задачи, стоявшие перед ними на рубеже XIX и XX столетий.

Густав Климт, главный представитель венского модерна, пользовался репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве. Его рисунки оказали влияние на творчество более молодых художников, в первую очередь – Эгона Шиле, который начинал карьеру в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества. Усвоив опыт своего предшественника, Шиле очень рано обрел собственный неповторимый стиль, который знаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Работы Густава Климта и Эгона Шиле появились в Альбертине еще при жизни художников. За сто лет количество рисунков Климта в собрании музея достигло 170, а Шиле – 140; к этому можно добавить около 40 листов, поступивших в Альбертину на долговременное хранение.

Рисунки Климта пользовались огромной популярностью среди знатоков искусства и коллекционеров в годы непосредственно до и после его кончины (художник ушел из жизни в 1918 году). Со временем Климт-рисовальщик оказался в тени Климта-живописца, но в наши дни изучение его графического наследия позволило в полной мере оценить роль рисунка в творчестве мастера. После смерти Климта в его ателье осталось около 2500 рисунков – то, что не было им самим продано, раздарено или уничтожено. Всего же в настоящее время известно более 4000 рисунков художника.

Значительная часть рисунков Климта связана с тем или иным живописным произведением мастера. Сам художник практически никогда не высказывался о своих творческих замыслах ни устно, ни письменно. Именно рисунки позволяют понять метод его работы, процесс создания картины или росписи. Климт уделял большое внимание подготовительным этюдам для каждой фигуры в своих многофигурных живописных композициях. Иногда возникали целые серии, посвященные одному и тому же мотиву или позе.

Обширную категорию рисунков на выставке составляют этюды для женских портретов (портреты Серены Ледерер, Паулы Цукеркандль и др.). В этих подготовительных работах Климт стремился найти такую позу модели и такую композицию портрета в целом, которые наилучшим образом выражали бы личность портретируемой через призму восприятия художника.

Климт произвел революцию в изображении обнаженной женской натуры. В откровенной трактовке эротики он в своих рисунках пошел гораздо дальше, нежели в живописи. Некоторые этюды такого рода возникли в связи с работой Климта над живописными композициями, но большая их часть имеет автономный характер («Лежащая обнаженная»).

Графический стиль Климта претерпевал изменения на протяжении его жизни. Ранние рисунки демонстрируют основательную академическую выучку; они отличаются почти фотографической детализацией. Но в них уже проявляется то, что станет константой графического стиля Климта – главенство линейного начала, выразительность контура, в котором точность соединяется с чувственностью. Отдельную страницу в наследии Климта составляют рисунки для журнала «Ver Sacrum» (1898), построенные на контрастах черного и белого («Буквица D»); они могут считаться эталонными образцами стилистики модерна в графике. Со временем в его работах усиливается элемент стилизации и геометризации формы.

Приблизительно с 1897 года Климт рисовал черным мелом на листах коричневой оберточной бумаги, а позднее, около 1903–1904 годов стал использовать более гладкую японскую бумагу в сочетании с графитным карандашом («Сидящая полуобнаженная»). Жесткие и точные линии графита, следы которого обладают легким металлическим блеском, определяют характер рисунков, которые хронологически соответствуют «золотому стилю» в живописи («Стоящая обнаженная, беременная») В последующие годы (примерно после 1908 и особенно после 1910) в рисунках Климта намечается перелом в сторону большей свободы, раскованности и «живописности» линий, которые временами становятся прерывистыми и нервными, передающими внутреннее волнение художника («Стоящая с опущенными руками»).

Рисовальный стиль Климта, основанный на выразительности контурной линии, стал образцом для Эгона Шиле. Опыт декоративной стилизации натуры, накопленный венским модерном, был переосмыслен и применен для решения новых задач, поставленных эстетикой экспрессионизма.

Cам Шиле считал себя в первую очередь живописцем и хотел, чтобы таковым его и воспринимали. Однако в глазах многих критиков и любителей искусства Шиле-рисовальщик нередко заслоняет собой Шиле-живописца. Линия и контур играют настолько существенную роль в живописи Шиле, что рисунок может считаться основой его живописных работ. Он оставил около 3000 работ на бумаге – рисунков, акварелей, гуашей.

Представленные в экспозиции самые ранние рисунки Шиле, относящиеся к 1906 году («Автопортрет», «Бюст Вольтера») задают точку отсчета, позволяющую оценить стремительную эволюцию, которую претерпело его творчество в последующие годы. Серия эскизов почтовых открыток (около 1909) свидетельствует о том, что к тому времени художник уже освоил стилистику Сецессиона и Венских мастерских, которая отличалась декоративностью и геометрической стилизацией; в этот период он находился под сильным влиянием Густава Климта.

Но начиная со второй половины 1909 года Шиле постепенно освобождается от этого влияния; в 1910 году он окончательно обретает свой собственный оригинальный стиль. На смену декоративности и элегантности приходят экспрессия и эмоциональная напряженность («Художник Макс Оппенгеймер»). Экспрессивный контур становится главным средством выразительности в рисунках Шиле. Переход от модерна к экспрессионизму был ознаменован отрицанием «красоты» в трактовке идеалистической эстетики; он означал стирание границ между прекрасным и безобразным. Пределы искусства расширяются, оно вбирает в себя то, что раньше считалось антиэстетическим («Сидящая женщина»). В своих акварелях и гуашах Шиле использует цвет для усиления эмоционального воздействия произведения. В некоторых работах 1913 и 1914 годов штрих становится угловатым и «колючим».

На протяжении последующих лет (1915–1917) в рисунках Шиле нарастает тенденция к реализму, к передаче объема и пластики («Обнаженная, лежащая на животе»). В рисунках 1918 года культивируется непрерывная линия контура, очерчивающая сразу всю фигуру – чистый контур, лишь иногда местами дополненный скупой штриховкой. Шиле достигает безошибочной точности линий, лаконизма и экономии изобразительных средств («Лежащая обнаженная с поджатыми ногами»).

В период около 1910–1911 годов Шиле часто и охотно рисовал детей – их изображения относятся к числу первых экспрессионистических работ Шиле («Девочка в охристо-желтом платье»). В наследии Шиле-рисовальщика много портретов; очень часто это люди из его «ближнего круга».

Совершенно особый феномен в истории искусства – многочисленные автопортреты Шиле. Художник создает разные образы самого себя, примеряет «маски», разыгрывает роли, гримасничает; в некоторых автопортретах он изображает себя обнаженным. Все это – визуальные символы хрупкости своего «я», распадающегося на несовместимые составляющие. Шиле придавал большое значение экспрессивным жестам, позам и мимике – своим собственным (в автопортретах) и своих персонажей. Язык тела у Шиле придуман и инсценирован им самим; позы моделей не являются естественным проявлением реальных эмоций, а продиктованы художником («Автопортрет в обнаженном виде, гримаса»).

Значительная часть работ Шиле на бумаге посвящена женским моделям, чаще всего обнаженным. Подобно Родену и Климту, он рисовал женщин у себя в ателье, наблюдая за их поведением. Для Шиле не было запретов при изображении женщин. Все табу были сняты. Предельная откровенность в трактовке эротических мотивов была возведена в эстетический принцип («Сидящая обнаженная»).

Фигуры в рисунках Шиле вырваны из социального и бытового контекста, помещены в абстрактное поле листа, где отсутствуют какие-либо ориентиры; его персонажи существуют вне времени и пространства.

В наследии Шиле-рисовальщика совершенно особое место занимают тринадцать акварелей и рисунков, сделанных им во время тюремного заключения весной 1912 года, которое он пережил как оскорбительное посягательство на свою свободу; из них на выставке показываются два листа («Наружная дверь», «Мой путь пролегает над бездной»), имеющие характер подлинных документальных свидетельств.

Виталий Александрович Мишин, куратор выставки: «Думаю, для многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов. Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. В нашей стране, в силу разных исторических обстоятельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены “около 1900 года”. Это относится и к рисунку, несмотря на то, что и Густав Климт и Эгон Шиле давно признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства. Но чтобы оценить чисто графическую прелесть и мощную энергетику этих произведений, их надо увидеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам этих великих австрийских мастеров. Экспозиция в залах ГМИИ, основанная на богатейшем собрании Альбертины, предоставит нам такую редкую возможность, позволит глубже понять эволюцию творчества обоих мастеров, художественный метод и неповторимый эстетический мир каждого из них».

Кураторы проекта: Виталий Мишин (ведущий научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина) и Кристоф Мецгер (Музей Альбертина, Вена)

Рекомендованный возраст посетителей 18+

Образовательная программа к выставке

25 октября, 19:00
Вена на рубеже веков

8 ноября, 19:00
Об экспрессионизме

15 ноября, 19:00
«За и против» Климта

23 ноября, 19:00
Музыкальный экспрессионизм: pro mundo–pro domo

29 ноября, 19:00
Роль тела в творчестве Эгона Шиле и австрийском экспрессионизме

30 ноября, 19:00
Встреча в экспозиции выставки

7 декабря, 19:00
Встреча в экспозиции с куратором выставки

14 декабря, 19:00
Встреча в экспозиции выставки

Сборные экскурсии

8, 15, 22 и 29 ноября, 6, 13 и 20 декабря в 18:00,
11, 18 и 25 ноября, 23 декабря в 13:00.

Купить билет

Генеральный партнер Галереи искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков

Радиопартнер

Информационный партнер

Профессиональный информационный партнер

Специальный информационный партнер выставки

25.10.2017

Вена на рубеже веков

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

08.11.2017

Об экспрессионизме

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

15.11.2017

«За и против» Климта

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

29.11.2017

Роль тела в творчестве Эгона Шиле и австрийском экспрессионизме

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

30.11.2017

Встреча в экспозиции выставки «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)»

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

07.12.2017

Встреча в экспозиции выставки «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)»

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

14.12.2017

Встреча в экспозиции выставки «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)»

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru