Архив концертов

Vive La France! Французская музыка 1914–1918 годов

11 октября в Мемориальной квартире Святослава Рихтера в рамках цикла «Годы странствий: Италия и Франция» состоится концерт «Vive la France!  Французская музыка 1914–1918 годов». Лауреаты международных конкурсов Сергей Кузнецов, Ксения Гамарис и Евгений Румянцев представят сочинения Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Эрика Сати, написанные в годы Первой мировой войны.

Каждый из композиторов переживал события тех лет по-своему: Дебюсси ощущал себя абсолютно непригодным к войне, и считал, что искусство и война – две вещи несовместные; Равель, наоборот, чувствовал, что не может быть в стороне от событий и ушел добровольцем на фронт, не желая отсиживаться в тылу; Сати же, по словам Дебюсси, «пресерьезно собирался защищать Париж в качестве капрала», однако, по счастью, до этого дело не дошло.

Необыкновенно тяжелыми 1914–1918 годы оказались для Клода Дебюсси. Тяготы и переживания военного времени совпали для композитора с развитием смертельной болезни. Его сочинения тех лет можно условно разделить на две группы: одни не имеют отношения к тревогам войны и как будто бы сочинялись Дебюсси вопреки мрачной действительности, другие же, напротив, так или иначе, затрагивают военную тематику, в них находят отражение события тех дней. «Этюды» для фортепиано (1915), безусловно, относятся к первой группе. Дебюсси пишет Стравинскому: «За последнее время, я не сочинял ничего, кроме чистой музыки – двенадцати этюдов для фортепиано и двух сонат для разных инструментов». В это время композитор занимался редактированием Этюдов Шопена, и, возможно, работа над шопеновской музыкой вдохновила его на создание собственного сборника. Во всяком случае, вскоре после начала редакторской работы, Дебюсси завершил две тетради своих этюдов, посвятив их памяти Фредерика Шопена. При этом, не смотря на несколько технические названия отдельных этюдов – «Для аккордов», «Для повторяющихся нот», «Для украшений», – композитор трактует жанр в духе Шопена и Листа, создавая концертно-художественные пьесы.

В программе концерта представлена и «военная» группа сочинений Дебюсси. «Пьесу для сбора одежды раненым» (1915) композитор написал специально для общества «Le Vêtement du blessé» (Одежда для раненых). Он активно участвовал в благотворительных акциях, выступал на концертах, организованных различными фондами и ассоциациями, сборы от которых направлялись на вспомоществование раненым, вдовам, сиротам. «Героическая колыбельная» (1914) была сочинена по заказу лондонской ежедневной газеты «Daily Telegraph» в честь бельгийского короля Альберта I, который показал во время Первой мировой войны подлинное чудо героизма (в Колыбельной Дебюсси процитировал отрывок из бельгийского гимна).  А «Элегия» (1915) была написана для сборника сочинений в честь английской королевы Александры, патронировавшей военных медсестер. Долгое время Элегия и Этюды считались последними фортепианными произведениями Дебюсси, однако в ноябре 2001 года была найдена пьеса «Вечера, освещенные сиянием углей», сочиненная в честь месье Трокана – торговца углем. Эта пьеса была написана композитором в 1917 году в благодарность за драгоценное тепло.

Для Эрика Сати 1915 год ознаменовался судьбоносным знакомством с Жаном Кокто,  драматургом, поэтом и музыкальным критиком. От него поступило предложение создать балет для знаменитой труппы Сергея Дягилева. Работа над спектаклем (хореография Л. Мясина, декорации и костюмы П. Пикассо) началась в разгар Первой мировой войны, когда Жан Кокто часто отлучался на бельгийский фронт в качестве служащего санитарного поезда. Наконец, 18 мая 1917 года в Театре Шатле в рамках дягилевских «Русских сезонов» состоялась премьера балета «Парад» – одного из знаковых и программных для ХХ века сочинений. Премьера сопровождалась большим скандалом, публика неистовствовала, критика обвиняла создателей и Дягилева в едва ли не преднамеренной деморализации французского общества. Однако были и те, кто принял балет с восторгом. Жан Кокто вспоминал: «Спектакль, поставленный в разгар войны, некоторым показался вызовом здравому смыслу. Музыка Сати, такая простая, обыденная, наивно-искусная, подобно картине Таможенника Руссо, вызвала скандал своей обыденностью. Впервые мюзик-холл заполнил Искусство, Искусство с большой буквы».

Как и в Дебюсси, в Морисе Равеле война пробудила прилив патриотических чувств. 21 августа 1914 года он пишет С. Годебскому: «И теперь, если хотите, – да здравствует Франция! [...] И от всего моего сердца – да здравствует национальная сохранность и мир!». Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1914) Равель начал писать еще до войны, но теперь прежде всего считал необходимым закончить начатую работу, видя в этом выполнение своего патриотического долга. Об этом он говорит в письме Игорю Стравинскому: «Мысль, что я уйду на войну, заставила меня проделать работу пяти месяцев в пять недель. Я кончил трио, но вынужден был бросить работы, которые думал окончить этой зимой…». Мировая премьера Трио состоялась в 1915 году в Париже и собрала блестящий международный состав исполнителей: румынский композитор и скрипач Джордже Энеску, французский виолончелист Луи Фейяр и итальянский пианист и композитор Альфредо Казелла.

Сергей Кузнецов (фортепиано) с отличием окончил Московскую консерваторию в классе профессора М.С. Воскресенского. С 2001 по 2005 Сергей обучался у профессора Олега Майзенберга в аспирантуре Венского университета музыки и исполнительского искусства, с 2003-го года – также в аспирантуре МГК у профессора Воскресенского. В настоящее время Сергей - доцент Московской консерватории. Сергей Кузнецов – лауреат многих престижных международных конкурсов. География выступлений пианиста включает в себя города России, Украины, Казахстана, Испании, Великобритании, Франции, Италии, Португалии, Швейцарии, Германии, Австрии, Чехии, Сербии, Турции, Кипра, США (в т.ч. Карнеги- [Занкель-] холл), Японии и Нидерландов. Сергей работает с такими коллективами как Квартет им. Шостаковича, Квартет им. Изаи, Кавани-квартет, а также с оркетрами: БСО им. Чайковского, Кливлендский, Оркестр Винтертура (Швейцария), ЗКР, ГАСО им. Е.Ф. Светланова, Уральский симфонический, Оркестр Тонхалле Цюриха, Штутгартский филармонический, Берлинский, Бирмингемский и Мюнхенский симфонические; с такими дирижерами как Янош Фюрст, Миша Дамев, Николай Алексеев, Максим Венгеров, Теодор Гушльбауэр, Фолькер Шмидт-Гертенбах, Джаджа Линг, Дмитрий Лисс, Георг Шмёэ, Марк Вигглсворт, Майкл Сил и Вальтер Веллер; участвует во многих международных фестивалях, среди которых фестивали: в Киото и Йокогаме, на Кипре, в Италии (Мерано), цюрихский, люцернский и эрненский, Боденского озера, «Музыкальные вечера на Селигере», «Музыкальный Олимп» и в Локкенхаусе (Австрия).

Ксения Гамарис (скрипка) окончила МССМШ им. Гнесиных, училась у Н.М. Фихтенгольц и Т.С. Беркуль, затем окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру МГК под руководством выдающегося скрипача, профессора Эдуарда Грача. Неоднократно была участницей мировых престижных музыкальных фестивалей, таких как: Festival Semains Musicales de TurFrance, Switzerland Sion-Valais, Keshet-Eilon Israel, BemusBelgrade, Festival Geminiani Italy, Budva-Theatre, Kotor-ArtMontenegro, «Звезды Планеты Россия», «Русская Зима», а также принимала участие в фестивалях «Дни Российской культуры» в Хорватии, Македонии, Сербии и Черногории, Кипре, Китае, Вьетнаме и Франции.

Евгений Румянцев (виолончель) окончил с отличием Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (2007) и аспирантуру МГК (2010) (класс профессора Н.Н. Шаховской). Брал мастер-классы у М. Ростроповича, Д. Герингаса, Э. Финке, С. Ролдугина. Был стипендиатом фонда Мстислава Ростроповича (стипендия имени Н. Мясковского), фонда «Русское исполнительское искусство» и фонда Владимира Спивакова. Лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2007), победитель Международного конкурса виолончелистов им. А.И. Хачатуряна (Ереван, 2010). С 2010 года преподает в Московской консерватории, дает мастер классы и является членом жюри многих международных конкурсов. Играет так же на барочной виолончели, виоле да гамба и электрогитаре. Член Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского и Международного союза музыкальных деятелей. Имеет записи на CD, телевидении и радио.

Начало в 19:00.

Цена билета – 500 рублей.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера (ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58).

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru