Архив концертов

«Легенды исполнительского искусства». Сергей Рахманинов (записи из коллекции С. Рихтера)

Третий вечер цикла лекций «Легенды исполнительского искусства», который проходит в этом году в Мемориальной квартире С.Т. Рихтера, посвящен композитору, пианисту, дирижеру Сергею Рахманинову (1873–1943).

Рассказывает о великих музыкантах прошлого неординарный пианист, кандидат искусствоведения, профессор МГК им. П.И. Чайковского Рувим Островский. На каждой встрече он не только посвящает слушателей в тайны ремесла, но и знакомит с музыкальными записями из личной коллекции С.Т. Рихтера. Живые, захватывающие монологи Рувима Островского предназначены для всех влюбленных в фортепианную музыку, а также для тех, кто интересуется творчеством великих пианистов прошлого и современности – их судьбами, редкими записями концертов, парадоксальными суждениями о музыке и музыкантах.

О творческом даре Сергея Рахманинова писал композитор Николай Метнер: «В равной степени огромный мастер – как композитор, пианист и дирижер, – он во всех своих проявлениях поражает нас главным образом одухотворением звуков, оживлением музыкальных элементов. Простейшая гамма, простейшая каденция, словом, любая формула, продекламированная его пальцами, обретает свой первичный смысл».

Одним из первых ярких публичных выступлений Сергея Рахманинова стал его сольный концерт на знаменитой «Электрической выставке» в Москве 26 сентября 1982 года. Именно там впервые прозвучала только что сочиненная Прелюдия до-диез минор. Судьба этого произведения оказалась в своем роде уникальной – к середине 1890-х годов, по воспоминаниям А. Гедике, ее играло уже большинство студентов-пианистов Московской консерватории. А когда много лет спустя, в 1909 году, Рахманинов приехал на гастроли в США, Прелюдия до-диез минор стала обязательным номером в его концертах: без нее публика не отпускала артиста со сцены. Начиная с 1900-х годов Рахманинов много гастролирует, часто выступает и как пианист, и как дирижер. Феноменальная техника, глубина звука, властная ритмика всецело подчинялись в его игре яркой образности выражения.

Неразрывно связан с исполнительским талантом Рахманинова и его композиторский путь. Безусловно, сложная, но одновременно благодарная для исполнителя фактура фортепианных сочинений С. Рахманинова, А. Скрябина, а позднее С. Прокофьева, отражала прежде всего их выдающиеся пианистические качества.

После эмиграции в США в 1918 году Рахманинов посвятил себя в основном пианистическому творчеству. В Америке он на долгие годы связал свою концертную деятельность с антрепризой знаменитого менеджера Чарлза Эллиса и с фортепианной фирмой «Стейнвей и сыновья», а глава фирмы Фредерик Стейнвей стал близким другом семьи музыканта. Это была эра ошеломляющего успеха, какого когда-нибудь добивались в Америке иностранные гастролеры. Однажды на железнодорожной станции его поразил носильщик: «Ах, как вы сегодня играли, мистер Рахманинов!» – воскликнул он. Случалось, что люди подходили к нему на улице и просили разрешения «только пожать его руку». Не взирая на возраст, слава Рахманинова-пианиста только возрастала. О выступлении Рахманинова в 1940 году в Детройте критики писали: «Этот 67-летний артист продолжает совершенствоваться и становится живым чудом на земле. Легенда утверждает, что Лист был величайшим пианистом всех времен. Но Лист закончил свою исполнительскую карьеру на 38-м году. Мы же присутствуем при рождении более удивительной легенды о потрясающем исполине музыки, который на пороге восьмого десятка способен влить в свои пальцы юношескую силу и подчинить их музыке более высокого уровня, чем тот, которого когда-либо достиг молодой Лист!». После смерти музыканта 28 марта 1943 года Артур Рубинштейн сказал: «Мы потеряли действительно великого мастера, который постоянно служил всем нам источником вдохновения».

Цена билета – 350 рублей.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера (ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58).

Начало в 19:00.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru