Архив концертов

«Галантные празднества». Klavierabend Петра Лаула

19 ноября в Мемориальной квартире Святослава Рихтера в цикле «Годы странствий» состоится концерт одного из самых ярких пианистов молодого поколения, лауреата международных конкурсов Петра Лаула, специально подготовившего программу из сочинений Клода Дебюсси и Мориса Равеля, отвечающую духу «галантных празднеств» XVIII века.

Для французской музыки начала XX века остро стоял вопрос национальной самобытности, многие французские композиторы находились под гипнотическим влиянием монументального творчества Рихарда Вагнера. Не случайно в поисках «противоядия» их взоры устремились к золотому веку в истории французской культуры, к эпохе Людовика XIV и шедеврам Антуана Ватто, Франсуа Куперена и Жана-Филиппа Рамо.  Дебюсси писал в 1903 году: «…в творчестве Рамо жила чистая французская традиция, сотканная из чарующей, хрупкой нежности, из верного выражения чувств, жила традиция без немецкой претензии на глубину. <…> стоит пожалеть о том, что французская музыка слишком долго шла по путям, коварно удалявшим ее от ясности… от точности и собранности формы — качеств значительных и присущих французскому духу». Не случайно Клод Дебюсси и его младший современник Морис Равель обращаются к старинной форме клавирной сюиты, причудливо соединяя новый язык XX века и старинные танцевальные жанры.

Программу концерта откроют два шедевра раннего Дебюсси (1862—1918): «Бергамасская сюита» (1899—1905), навеянная стихотворением «Лунный свет» из цикла Поля Верлена «Галантные празднества» и Сюита «Pour le piano» (1901), в которой композитор достигает зыбкого равновесия между импрессионистической звукописью и классической формой. Завершат первое отделение полярные по настроению «Маски» и «Остров радости», написанные в 1904 году. Таинственные и драматичные «Маски» не столько связаны с итальянской комедией dellarte, сколько с реальным «театром жизни» и трагическими обстоятельствами развода композитора с Лили Тескье. Напротив, ликующий «Остров радости» навеян картиной Ватто «Отплытие на Цитеру» и знаменует счастливое и долгожданное событие: бракосочетание Дебюсси с Эммой Бардак. Если замысел пьесы и был подсказан картиной, то не следует преувеличивать, усматривая в ней иллюстрацию живописи. Сюжет Ватто Дебюсси трактует свободно. Его сочинение — это гимн любви, упоение красотой, она излучает свет и наполнена радостным движением.

Второе отделение посвящено Морису Равелю (1875—1937), в чьем творчестве изначально присутствовали черты неоклассицизма. Композитор самым тщательным образом, подобно ювелиру, отделывал каждую деталь своих произведений, добиваясь совершенства формы. Его друг, известный писатель и поэт Леон-Поль Фарг говорил, что искусство Равеля — это предмет – «…мне однажды пришлось пожалеть, что Равеля не было в Париже, когда в музее Декоративных искусств несколько лет простояла замечательная выставка старинных инструментов. Как был бы счастлив Равель! Ведь он создавал образы и предметы в духе мастеров ХVIII века…».

Морис Равель питал особую слабость к старинным танцевальным жанрам и танцевальности как таковой. «Старинный менуэт» (1895) – первое сочинение, которое Равель счел достойным публикации, впервые он был исполнен Риккардо Виньесом (1898). Маргерит Лонг писала: «Само название “Старинный менуэт” — говорило о его [Равеля] намерении посмеяться над крайне академической аудиторией Национального Общества. <…> Это первое воплощение столь дорогого Равелю союза традиции и новизны, составившего впоследствии великолепную прочную основу его произведений». Включенные в программу концерта опусы: «Павана на смерть инфанты» (1899), «Менуэт на имя “Гайдн”» (1909) и «Прелюдия» (1913) в разной степени демонстрируют сочетание смелых диссонирующих гармоний XX века, полиритмии и ладовой игры с традицией прошлого.  Завершит программу «галантных празднеств» сюита «Гробница Куперена» (1914—1917), ставшая последним опусом Равеля для солирующего фортепиано. В работу над этим циклом вмешалась война и в корне изменила его концепцию. Композитор закончил сочинение только в 1917 году и признался в Автобиографии, что «Гробница Куперена» «посвящена в действительности не столько самому Куперену, сколько французской музыке XVIII века». Об особом значении этого произведения лучше всех написал Альфред Корто: «…никакой памятник слова не мог бы почтить воспоминаний о французах лучше, чем эти светлые песни, эти ритмы, одновременно ясные и гибкие; совершенное выражение нашей культуры и нашей традиции».

Петр Лаул — яркий и разносторонний пианист молодого поколения, выросший в семье потомственных музыкантов. Закончив в 2000 году Санкт-Петербургскую консерваторию и аспирантуру по классу специального фортепиано профессора А. Сандлера, сегодня он успешно совмещает преподавательскую деятельность в консерватории с гастролями по России и зарубежным странам. 

Имя пианиста можно увидеть на афишах ведущих концертных залов Санкт-Петербурга и Москвы, а также Парижа, Нью-Йорка, Амстердама, Утрехта, Бремена, Брюсселя, Милана, Стокгольма и других городов мира. В 2000-м он завоевал I премию Международного конкурса имени А.Н. Скрябина в Москве и совершил успешное турне по США, выступив в знаменитом зале «Steinway Hall» в Нью-Йорке. Пианист неизменный участник самых престижных фестивалей в Кольмаре и Сан-Рикьё (Франция), Вест Корке (Ирландия), Printemps des Arts (Монако), «Арт-ноябрь» (Москва), «Звезды белых ночей», «Лики современного пианизма», «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), Дягилевский фестиваль (Пермь), а также «Progetto Marta Argerich» в Лугано (Швейцария).  Вполне естественно, что при такой географии поездок, молодому артисту посчастливилось выступать с самыми знаменитыми симфоническими оркестрами мира под управлением таких дирижеров как Валерий Гергиев, Николай Алексеев, Владимир Зива, Феликс Коробов, Туган Сохиев, Жан-Клод Казадезюс, Максим Шостакович. Помимо сольных концертов Пётр Лаул уделяет большое внимание камерному музицированию. Среди его постоянных партнеров – Квартет имени Бородина, Илья Грингольц, Граф Муржа, Алёна Баева, Александр Гиндин, Давид Грималь, Лоран Корсиа, Марк Коппей.  В последнее время к ним добавились Виктор Третьяков и Максим Венгеров. В 2003 году Пётр Лаул был награжден почетным знаком Министерства культуры Российской федерации «За достижения в культуре». Знаменательным событием 2016 года, активно обсуждавшимся в музыкальных кругах, стало исполнение пианистом всех 32 фортепианных сонат Людвига ван Бетховена в Санкт-Петербурге и Москве.

Петр Лаул совмещает в себе тонкого и эмоционального романтика с безукоризненным в оценке сочинения интеллектуалом.  Критики не без оснований сравнивают его универсальный репертуар и интерпретацию авторского текста с манерой Святослава Рихтера. Французская газета «L’Informateur» писала в 2000 году: «У Петра Лаула большой музыкальный дар, значительное и естественное пианистическое мастерство. Все это не редко в настоящее время. Но у него есть и нечто большее. Когда он касается клавиш рояля, весь мир и публика не существуют больше, он остается только артистом…».

Начало в 18:00.

Цена билета: от 600 до 2000 рублей.

Справки по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05, (495) 697-72-05.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера (Большая Бронная 2/6, кв.58, 16 этаж).

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru