Архив концертов

«Французская пастораль». Камерная музыка XIX–XX веков

В рамках цикла «Годы странствий: Франция – Италия» 21 октября состоится концерт «Французская пастораль. Камерная музыка XIX–XX веков». Впервые в Мемориальной квартире Святослава Рихтера выступит ансамбль «LINE-TRIO» в составе: концертмейстер группы деревянных духовых в оркестре «Новая Россия» п/у Ю. Башмета Александр Плисковский (флейта), солист оркестра «Новая Россия» п/у Ю. Башмета Денис Освер (гобой), лауреат международных конкурсов Елена Кучма (фортепиано). В программу концерта войдут сочинения Жака Оффенбаха, Жоржа Бизе, Лео Делиба, Габриэля Форе, Жака Ибера, Франциска Пуленка и Жана-Мишеля Дамаза.

Культ деревянных духовых во Франции сравним разве что с любовью итальянцев к скрипке и испанцев к гитаре. Традиционно французские композиторы уделяли особое внимание тембру деревянных духовых, развивая технические возможности этих инструментов. К началу XIX века во Франции появилась плеяда выдающихся флейтистов, обладавших блестящей исполнительской техникой, и достигавших звука необыкновенной красоты без тени искусственной аффектации. Как говорил Клод Дебюсси: «Французская музыка – это ясность, изящество, декламационность простая и естественная; французская музыка стремится, прежде всего, доставлять удовольствие». И не случайно специалисты часто характеризуют французский стиль словами «serieuse sans gravite» (серьезный, но не тяжелый для восприятия).

Необычайно органична стилю французской музыки и тема пасторали – трогательной сельской идиллии, фактически восходящей напрямую к «пастушеской» поэзии. В музыкальных пасторалях соединяются непринужденность и изящество, естественность и утонченность.

В программу концерта войдут три знаменитые оперные пасторали. Прежде всего – чувственная «Баркарола» (переложение для флейты, гобоя и фортепиано) из оперы «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха (1819–1880), написанная в оригинале для двух женских голосов. Немецкий теоретик музыки Карл Дальхауз приводит эту баркаролу в качестве образца мнимой простоты: в эпоху Вагнера, когда «серьезные» оперы изобиловали сложными хроматизмами, Оффенбах,  желая придать началу третьего акта оперы привкус дурного предчувствия, использовал простую гармонию баркаролы. Еще одна классическая оперная пастораль – Антракт к 3-му действию (переложение для флейты, гобоя и фортепиано) оперы Жоржа Бизе (1838–1875) «Кармен». Соло флейты, с которого начинается этот Антракт, рисует поэтическую картину природы – покой и тишину дремлющих гор. Перед слушателями встает романтическая идиллия, оттеняющая предчувствие неизбежной трагедии. И, наконец, завершит оперную триаду знаменитый «Цветочный дуэт» из 1-го действия оперы «Лакме» Лео Делиба (1836–1891). Этот дуэт по праву принадлежит шедеврам оперной литературы и известен в исполнении блистательных примадонн оперной сцены. В переложении для флейты, гобоя и фортепиано духовые инструменты имитируют нежные голоса красавицы Лакме и ее рабыни Маллики, которые исполняют прелестную, полную ароматного благоухания баркаролу.

«Павана». Оp. 50 (переложение для флейты, гобоя и фортепиано) Габриеля Форе (1845–1924) – пример преломления верленовского образа «галантных празднеств». В этом сочинении, основанном на ритме медленных придворных испанских танцев, Форе с блеском воплощает элегантный стиль Прекрасной эпохи. Не случайно в 1917 году «Павана» Форе вошла в программу знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева с хореографией Леонида Мясина.  Этой пьесой восхищался и молодой Клод Дебюсси (1862–1918), который написал под впечатлением от произведения Форе свою собственную павану для фортепиано – позднее сочинение вошло в цикл «Бергамасская сюита» под названием «Паспье» (старинный французский танец, родственный менуэту).

Две интерлюдии для флейты, скрипки и арфы (переложение для флейты, гобоя и фортепиано) Жака Ибера (1890–1962) были написаны к спектаклю – постановке пьесы Сюзанны Лилар «Соблазнитель». Первая интерлюдия написана в жанре старинного менуэта – медленного и благородного.  Вторая, скорее, напоминает испанский танец, с узнаваемыми ориентальными переборами и подвижным ритмом. В первой половине ХХ века интерес к духовым инструментам вспыхнул у французских композиторов с новой силой. Так, Соната для флейты и фортепиано Франциска Пуленка (1899–1963), написанная специально для знаменитого флейтиста Жана-Пьера Рампаля, по праву считается одним из самых ярких произведений флейтового репертуара ХХ века. Известно, что композитор долгое время был увлечен идеей сонаты для флейты и даже оставил ради нее работу над другими сочинениями. В итоге родилась эта элегантная и утонченная соната, в которой воплощены лучшие черты стиля Пуленка – естественность в сочетании с мастерством. И, как писали критики, «вне всяких сомнений в этом сочинении флейта – настоящая звезда, а фортепиано бесподобно исполняет роль второго плана». Завершит исторический экскурс в мир французской инструментальной «пасторали» изысканное Трио для флейты, гобоя и фортепиано Жана-Мишеля Дамаза (1928–2013). Композитор родился в музыкальной семье. Его мать, знаменитая арфистка Мишлен Кан, была первой исполнительницей многих сочинений Равеля и Форе. Позднее и сам Дамаз, который закончил Парижскую консерваторию как пианист и композитор, получил главную французскую награду в области звукозаписи «Grand Prix du Disque» именно за исполнение фортепианных пьес Габриеля Форе. Как говорил сам композитор: «Я предпочитаю новаторству искренность». В своем творчестве он далеко уходит от модернистских устремлений своих старших современников – Мессиана и Булеза, продолжая традицию элегантного французского стиля Дебюсси и Равеля.

Денис Освер (гобой) закончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных в 1997 году (класс профессора А.С. Любимова). В 1998 году Денис Освер стал лауреатом конкурса квартетов «Emerson». В 2001 году получил диплом аспирантуры Бостонского Университета в классе Р. Гомберга. Получив мастер-диплом, продолжил образование в Хартфордском университете в классе профессора Лукарелли – ведущего солирующего гобоиста Америки. С 2002 по 2008 год – солист-концертмейстер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова. С 2008 года – второй солист оркестра «Новая Россия». Солист группы гобоев в ГСО «Новая Россия».

Александр Плисковский (флейта) окончил с отличием Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (1995) и аспирантуру (1997). Солист-концертмейстер группы флейт в ГСО «Новая Россия». Работает в оркестре с 1993 года. За время работы А. Плисковский активно гастролировал, участвовал во многих международных фестивалях, в записях на телевидении и радио. Имеет записи на компакт-дисках. Сотрудничал с выдающимися дирижерами и солистами.

Елена Кучма (фортепиано) – лауреат российских и международных конкурсов, участница коллектива Line-Trio. В 2006 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Постоянно выступает с концертами как в России, так и за рубежом.

Начало в 18:00.

Цена билета – 500 рублей.

Справки по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05, (495) 697-72-05

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера (Большая Бронная 2/6, кв. 58, 16 этаж).

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru