Архив концертов

«И.С. Бах. Переводы с итальянского и французского...» Klavierabend Рувима Островского

21 декабря в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится последний концерт   уходящего года в рамках цикла «Годы странствий Святослава Рихтера: Франция – Италия» –  Klavierabend Рувима Островского «И.С. Бах. Переводы с итальянского и французского...». Рувим Островский – незаурядный пианист, кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории –  в этом сезоне не раз выступал в Мемориальной квартире в качестве непревзойдённого, вдохновенного рассказчика, автора серии лекций «Легенды исполнительского искусства». Но 21 декабря поклонников пианиста ждет его сольный концерт, в программу которого войдут «французские» и «итальянские» произведения И. С. Баха (французские сюиты, «Итальянский концерт», «Французская увертюра» и Концерт ре минор – переложение концерта для гобоя Алессандро Марчелло). Почитатели таланта Островского-пианиста отзываются о нем так: «это философ, поэт, исследователь мира. Смысл его искусства – познание и “устроение” мира, созидательное воздействие на мир, на человека».

И.С. Баха никогда не покидало стремление к новым знаниям и совершенствованию собственного композиторского стиля. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку немецких, итальянских и французских композиторов и выдающимися музыкантами, изучая манеру их исполнения. «Итальянский концерт» и «Французская увертюра» образуют вторую часть знаменитого сборника «Klavierübung» и относятся к числу немногих баховских сочинений, опубликованных при жизни автора весной 1735 года. Титульный лист издания включал в себя многообещающий комментарий композитора: «Любителям для увеселения духа изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом...». «Итальянский концерт» BWV 971 построен по образцу широко популярных в то время концертов итальянских композиторов с проследованием частей: быстро – медленно – быстро. Этот концерт завершает значительный период творчества Баха, посвященный обработкам для клавира 16 концертов преимущественно итальянских авторов. «Французская увертюра» BWV 831 – самая крупная из клавирных сюит И.С. Баха. Объединяя в одном сборнике два эти сочинения, И.С. Бах стремился сопоставить живой, огненный итальянский стиль с галантным и несколько церемонным французским. Первая часть сюиты написана в манере традиционной «французской увертюры»: с торжественными вступлением и заключением и быстрым фугированным центральным разделом. Далее следует целый «букет» зажигательных танцев (жига, гавот, сарабанда, бурре, куранта), а завершает цикл нетанцевальная пьеса «Эхо», построенная на непрестанном чередовании контрастной динамики (эффект «эхо»), которое в оригинальном исполнении достигалось с помощью постоянной смены клавиатур (сочинения из сборника «Klavierübung» были предназначены для исполнения на чембало с двумя клавиатурами). Переложение Бахом для клавира Концерта для гобоя и струнных ре минор венецианского композитора Аллесандро Марчелло датируется примерно 1715 годом. Тот факт, что Марчелло публиковал  свои сочинения  под псевдонимом Этерио Стинфалико, только  два столетия позже позволил исследователям выяснить имя автора оригинала. Именно это оригинальное произведение легло в основу баховского  Концерта ре минор  BWV 974.

Шесть сюит для клавесина, получившие название «Французских», были написаны И.С. Бахом в Кётене, когда композитор выполнял обязанности «Директор камерной музыки» при дворе принца Кётенского. Неполный автограф этих сюит (без шестой) содержится в первой «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» (1722). В Кётене отсутствовал любимый инструмент Баха – орган, что сразу же нашло отражение в появившихся в его репертуаре новых сочинениях, относящихся к светской инструментальной и в первую очередь, клавирной музыке. Французские сюиты получили свое название потому, что были написаны во французском вкусе и соответствовали французской схеме построения сюиты, представляющей собой цикл плавных и степенных танцев, исключительно французских: все шесть сюит начинаются аллемандой, за ней следуют куранта и сарабанда, и завершается цикл жигой. При этом именно во Французских сюитах намечается тенденция, которая станет общей для всех сюитных циклов Баха – контрастность здесь не сводится исключительно к различиям в движении и ритме –  противопоставление пьес приводит к внутреннему эмоциональному контрасту, к контрасту образов.

Рувим Островский (фортепиано) родился в г. Батуми (Аджария, Грузия). После переезда в Москву продолжил обучение в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории (класс Л.В. Мохель). К этому же времени относится начало общения с выдающимся органистом профессором Л.И. Ройзманом, оказавшее существенное влияние на становление молодого музыканта. После окончания в 1990 году Московской консерватории и аспирантуры по классу профессора Г.Б. Аксельрода развернулась его интенсивная творческая деятельность в трех направлениях: исполнительском, педагогическом и научно-исследoвательском. Огромное значение для Р.А. Островского имели занятия по камерному ансамблю в Московской консерватории в классе профессора Т.А. Алиханова. С 1990 по 2004 год – доцент Петрозаводской консерватории. В числе его учеников – многие лауреаты международных конкурсов. С 2004 году Рувим Островский преподает в Московской консерватории, где ныне ведет класс специального фортепиано, являясь доцентом кафедры под руководством профессора С.Л. Доренского. Пианист ведет интенсивную концертную деятельность в качестве солиста и ансамблиста, а также с симфоническими и камерными оркестрами в России, странах ближнего (Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Латвия, Литва, Украина) и дальнего (Австрия, Германия, Дания, Канада, Португалия, Польша, Югославия, Япония) зарубежья. 

Начало в 19:00.

Цена билета – 500 рублей.

Справки по телефонам: +7 (495) 695-83-46, +7 (495) 697-47-05, +7 (495) 697-72-05

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера.

Большая Бронная 2/6, кв. 58, 16 этаж

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.