La Dolce vita. Итальянская опера XIX века

В рамках цикла «Годы странствий» 24 сентября в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится концерт «La Dolce vita. Итальянская опера XIX века». В программу войдут знаменитые арии и дуэты из опер В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини. В концерте принимают участие солисты Московского музыкального театра «Геликон-опера» заслуженная артистка России Марина Карпеченко (сопрано) и Дмитрий Хромов (тенор). Партию фортепиано исполнит лауреат международных конкурсов Елена Сосульникова.

Концертный сезон, посвященный Франции и Италии, невозможно себе представить без итальянской оперы! Италия, признанная родина оперного жанра, в разные эпохи дарила миру непревзойденные шедевры, однако, золотым веком итальянской оперы по праву считается XIX столетие. Оперные театры превратились в настоящие центры культурной жизни (и по сей день главными оперными театрами мира остаются «Ла Скала» в Милане, «Сан-Карло» в Неаполе, «Театр Коммунале» во Флоренции и Римская опера). Восторженные поклонники буквально носили музыкантов на руках, а споры о спектаклях нередко заканчивались смертельными поединками. Как писал знаменитый итальянский музыкальный критик Густаво Маркези: «на оперной сцене доставляют удовольствие даже самые маленькие радости или тусклые страсти. Речь идет не о мучительном напряжении, сопровождающем крепнущие «вибрато», и не только о безумном порыве голоса, сотрясающего стены театра. Речь идет о подлинном усилии оторваться от земли, о трепетании крыльев. При таком обнажении чувств публику в свою очередь тоже охватывает дрожь. Ведь это о ней поется!»

Само выражение «итальянская опера» до сих пор является признаком высочайшего мастерства как авторов, так и исполнителей этого жанра. В программу концерта войдут арии и дуэты из самых знаменитых опер того времени: «Пиратка» и «Норма» Винченцо Беллини (1801–1835), «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти (1797–1848), «Травиата» и «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди (1813–1901) и «Тоска» Джакомо Пуччини (1858–1924). Итальянский оперный репертуар коварен – для певцов он является одновременно и подарком, и лакмусовой бумажкой вокальных и артистических данных, поскольку требует идеального бельканто, большого дыхания и особой эмоциональной энергетики. В итальянских операх XIX века блистали знаменитые певцы прошлого – Мария Каллас, которую называли лучшей Виолеттой, Рената Тебальди, считавшаяся непревзойденной Тоской, а «король теноров» Энрико Карузо с партией Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти) дебютировал в «Ла Скала», и именно с этой оперы началось его восхождение на мировую сцену. Арии, ансамбли и дуэты из опер великих итальянцев, раз услышанные, становятся узнаваемыми на всю жизнь. Так, заканчивает программу концерта 24 сентября один из самых известных и красивых дуэтов мирового оперного репертуара –дуэт Флории Тоски и Марио Каварадосси из первого действия оперы Пуччини, полный страсти, нежности и того накала чувств, которым заслуженно славится именно итальянская опера.

Марина Карпеченко (заслуженная артистка Российской Федерации, сопрано) –выпускница дирижерско-хорового факультета Российской академии музыки им. Гнесиных. В 1994 году была приглашена на работу в недавно созданный Московский музыкальный театр «Геликон-опера» на должность артистки хора, а позднее (по совмещению) и на должность концертмейстера оперной труппы. С 1998 года, после успешного дебюта в партии Аиды, Марина Карпеченко по праву заняла видное место в числе ведущих солистов театра «Геликон-опера». В настоящее время в богатом репертуаре певицы более 30-ти оперных партий, различных по масштабу, стилистике, жанрам. В их числе ведущие партии в операх венской и итальянской классики (Графиня Альмавива в «Свадьбе Фигаро» В.А. Моцарта, Рита и Норма в одноименных операх Г. Доницетти и В. Беллини), романтических операх (Аида, Леди Макбет, Алиса Форд в «Аиде», «Макбете» и «Фальстафе» Дж. Верди, Изабелла в «Запрете на любовь» Р. Вагнера), операх композиторов ХХ века (Параша в «Мавре» И. Стравинского, Пятнадцатилетняя в «Лулу» А. Берга, Фата Моргана в опере «Любовь в трем апельсинам» С. Прокофьева) и в других. Многообразна и содержательна концертная деятельность певицы, в ее репертуаре – сольные партии в масштабных кантато-ораториальных произведениях («Реквием» В.А. Моцарта, поэма С. Рахманинова «Колокола»), вокальные циклы, камерные вокальные сочинения, романсы, арии и сцены из опер отечественных и зарубежных авторов. Важным событием творческой биографии М. Карпеченко стали впервые осуществленные записи на CD-диски всех 15-ти мотетов П. Хиндемита и избранных вокальных произведений Г. Малера в оркестровке, сделанной для певицы композитором Б. Тищенко. Марина Карпеченко неоднократно в составе театра «Геликон-опера» выступала на международных музыкальных фестивалях; принимала участие в гастролях по многим российским городам и за рубежом, в том числе во Франции, Италии, Испании, Великобритании, Австрии, США, КНР.

Дмитрий Хромов (тенор) – выпускник Российской академии театрального искусства (мастерская народного артиста Российской Федерации, профессора Д.А. Бертмана). В 2006 году Дмитрий, уже завоевавший известность артист, был зачислен в труппу театра «Геликон-опера» и в настоящее время по праву занимает видное место среди ведущих его теноров. Репертуар молодого певца и актера, наряду с его профессиональным мастерством непрерывно растет и обогащается. На сцене театра им исполнено около 25 оперных партий: Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского), Андрей («Мазепа» П. Чайковского), Лыков («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Моцарт («Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова), Сергей («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича), Альфред («Травиата» Дж. Верди), Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди), Клаудио («Запрет на любовь» Р. Вагнера), Князь Феликс Юсупов («Распутин» Дж. Риза) и другие.

Дмитрий Хромов был приглашен и успешно выступал в партии Царевича Гвидона в опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок» на сцене Большого театра России. Неоднократно участвовал в спектаклях Калининградского театра «На Бассейной», Молодежной программы Департамента культуры города Москвы «Открытая сцена», в многочисленных престижных фестивалях искусств, в том числе – «К 100-летию Оливье Мессиана» (2008), Петера Дворски в Словакии (2011), «Молодые послы музыки» в Монреале (Канада, 2012). Д. Хромов в составе труппы театра «Геликон-опера» много и успешно гастролировал, как в городах России (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Хабаровск, Ханты-Мансийск, и другие), так и в зарубежных странах (Италия, Испания, Ливан, Оман, Венгрия, Чехия, Эстония).

Елена Сосульникова (фортепиано) с отличием закончила Московскую государственную консерваторию и аспирантуру по специальности «сольное исполнительство» (класс профессора Л.В. Рощиной). Во время учебы стала лауреатом следующих конкурсов: «Классическое наследие» (1997, Москва), London Piano Competition (1998, Великобритания), «Музыка без границ» (2000, Литва), «Рояль в джазе» в номинации «Параллельно с джазом» (2005, Москва). Представляла Московскую государственную консерваторию на международном студенческом фестивале Kyoto International Music Students Festival (2002, Япония). В 2007 году Елена работала концертмейстером в опере «Богема» на фестивале Opera Ischia (Италия). Годом позже проходила стажировку в летней вокальной программе American Institute of Music (Австрия). Участвовала в программе New York Opera Studio (2010, США). В 2013 году работала концертмейстером в телевизионном вокальном конкурсе «Большая опера» на телеканале «Культура». Выступала на мастер-классах Владимира Чернова, Важи Чачава, Кэролл Ванесс, Бо Сховуса, Кристы Людвиг, Марио Диаза. С 2005 года работает преподавателем фортепианного отделения в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. С 2011 года является концертмейстером театра «Геликон-опера». Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом.

Место проведения: мемориальная квартира Святослава Рихтера, Большая Бронная 2/6, кв. 58, 16 этаж

Цена билета – 500 рублей.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера (ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58).

Начало в 18:00.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru