Архив концертов

«Cонатный вечер со звездами»

В Мемориальной квартире Святослава Рихтера 26 марта состоится концерт в рамках цикла «Годы странствий. Франция и Италия». Айлен Притчин и Юрий Мартынов — известнейшие музыканты-исполнители, заслуженно причисленные сегодня к «музыкальному Олимпу» благодаря яркому и разностороннему дарованию, представят три скрипичных сонаты Камиля Сен-Санса (1835—1921), Габриеля Форе (1845—1924) и Рейнальдо Ана (1874—1947).

Французские композиторы Сен-Санс, Форе и Ан принадлежат к эпохе fin de siėcle. Однако самый старший из них К. Сен-Санс, друживший с П.И. Чайковским, к началу XX века был признанным мэтром и возглавлял «Национальное музыкальное общество», активно выступавшее против гегемонии немецкой музыки. Его современник, ученик и друг Г. Форе симпатизировал молодежи, сам стал предтечей импрессионизма и воспитал таких композиторов, как М. Равель, Л. Обер, Ш. Кёклен, Ж. Роже-Дюкасс и др. Более того, когда молодежь взбунтовалась против «академиков» и организовала свое «Независимое музыкальное общество», Г. Форе согласился его возглавить. Рейнальдо Ан — представитель молодого поколения модернистов, увлекавшегося поэзией символистов, музыкой импрессионистов, «Русскими балетами», драматическим театром, был завсегдатаем модных парижских салонов и писал произведения самых разных жанров. Сен-Санс, Форе и Ан пользовались большим успехом и признанием при жизни, но их произведения достаточно редко исполняются сегодня. Если сочинения Сен-Санса и Форе все же периодически появляются на афишах камерных концертов, то имя Рейнальдо Ана, друга Марселя Пруста и Сары Бернар, практически забыто.

«Французский композитор, до 1870 года имевший смелость вступить на скользкий путь инструментальной музыки, не имел иной возможности публично исполнить свои сочинения, как дать от себя свой собственный концерт <…>. Что же касается публики,— я разумею, “настоящей публики”,— то о ней нечего было и думать: напечатанная на афише фамилия композитора, и притом еще композитора французского, а сверх того еще и живущего, обладала чудесным свойством обращать всех в бегство», — так характеризовал ситуацию второй половины XIX века Камиль Сен-Санс. В свете сказанного неудивительно, что исследователи отмечают особую роль Первой сонаты для скрипки и фортепиано (1875) Габриеля Форе в истории французской музыки. По сути, это была первая французская скрипичная соната. «Произведение гениальное» (по мнению К. Сен-Санса) и « может быть, самое лучшее сочинение из всех тех, которые я здесь слышал» по признанию С.И. Танеева (из письма к П.И. Чайковскому).

Спустя десять лет Сен-Санс напишет свою Первую скрипичную сонату (1885), посвятив ее великому бельгийскому виртуозу и преподавателю Мартину Марсику, ставшему ее первым исполнителем. Соната своей масштабностью, драматичностью и в то же время выверенностью формы, вызывает ассоциации с Бетховеном. Сочинение, а точнее тема Andante, явилась прототипом Сонаты для скрипки вымышленного композитора Вентейля из романа М. Пруста «По направлению к Свану». О влиянии сонаты Сен-Санса говорит и близкий друг писателя композитор Рейнальдо Ан: «Это окрашенный в уме Марселя реминисценциями из Франка, Форе и даже Вагнера, пассаж из сонаты ре минор Сен-Санса».

Имя Рейнальдо Ана, блестящего выпускника Парижской консерватории (1886), где он занимался под руководством Камиля Сен-Санса и Жюля Массне, мало известно в России. Между тем, в начале XX века во Франции Ан пользовался большой известностью, Сергей Дягилев заказал ему музыку к балету «Голубой бог», о нем с восхищением говорили Эдмон де Гонкур, Стефан Малларме и другие представители высокой богемы Парижа. Пруст увековечил портрет друга, списав с него одного из персонажей своего романа «Жан Сантей». Скрипичная соната (1926) Рейнальдо Ана во многом перекликается с Первой скрипичной сонатой Г. Форе, и, конечно же, знаменитой сонатой С. Франка. Но здесь, свойственная камерной французской музыке простота, прозрачность и лиричность окрашена в ностальгические и даже меланхолические тона.

Айлен Притчин – один из самых ярких и многогранных скрипачей своего поколения. Он родился в 1987 году в Санкт-Петербурге. Закончив Среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории (класс заслуженного деятеля искусств Е.И. Зайцевой), музыкант в 2005 году поступил в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс профессора Э.Д. Грача), в настоящее время является ассистентом на кафедре Э.Д. Грача. Айлен Притчин активно гастролирует как в России, так и зарубежом. В 2014 году он завоевал Гран-при конкурса имени Маргариты Лонг, Жака Тибо и Режин Креспен в Париже. В 2011 году стал обладателем специального приза жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского и 1-й премии Международного конкурса имени Г. Венявского (Познань, Польша). Молодой музыкант является обладателем множества других наград, среди которых премия Юрия Темирканова, первые премии и специальные призы на Юношеском конкурсе имени П.И. Чайковского (Япония, 2004), международных конкурсах имени А.И. Ямпольского (Россия, 2006), имени П. Владигерова (Болгария, 2007), имени Р. Канетти (Италия, 2009) и других. В 2011 году молодой скрипач дебютировал на Зальцбургском фестивале и в амстердамском Концертгебау; его концерты проходят с неизменным успехом на самых престижных площадках, среди которых Большой зал Московской консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского, венский Концертхаус, зальцбургский Моцартеум, Театр Елисейских полей в Париже и других. Притчин сотрудничает с известными симфоническими коллективами, а также с камерными ансамблями, неоднократно записывался на радио в Италии, Болгарии, Франции, Латвии. В апреле 2016 года фирма «Мелодия» выпустила диск Айлена Притчина в дуэте с Лукасом Генюшасом. В активе музыканта выступления с прославленными оркестрами под управлением таких мэтров, как Юрий Симонов, Фабио Мастранжело, Шломо Минц, Роберто Бенци, Корнелиус Майстер, Дориан Уилсон.

Юрий Мартынов (фортепиано) принадлежит к числу наиболее интересных и разносторонних российских музыкантов, чье исполнительское искусство соединяет лучшие традиции русской фортепианной и западноевропейской клавирной школ. После окончания Московской консерватории (класс М.В. Воскресенского) Ю. Мартынов стажировался (1993—1994) во Франции у профессора И. Вьюниски по специальностям клавесин и basso continuo в Высшей школе музыки в Бобиньи и в Консерватории им. К. Дебюсси в Париже (обе окончил с золотой медалью). В настоящее время Юрий Мартынов — лауреат международных конкурсов: «Maria Canals» (Барселона, Испания — 1 премия), «Ennio Porrino» (Кальяри, Италия — 1 премия), «Ville d'Epinal» (Франция — 2 премия), «W.А. Мozart» (Зальцбург, Австрия —1 премия).

Музыкант принимал участие во многих престижных фестивалях в России и за рубежом, среди них — «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (Москва), «La Roque d’Antheron» (Франция), Моцартовский фестиваль в Вюрцбурге, Фестиваль «Sans-Souci» (Германия), «Raritat en von Klaviermusik» (Германия), «Earlymusic» (Санкт-Петербург), фестиваль Современной музыки «Московская осень», «Autour de piano-fortе» (Франция), «Дни старинной музыки Concerto Koeln», «Vantaa Barock Festival» (Финляндия), Рождественский Фестиваль в Йорке (Великобритания), «Musica Antiqua» (Бельгия), «International chamber music festin Kaposvar» (Венгрия) и многих других.

Диски музыканта были удостоены самых престижных международных наград музыкальной критики: «BBC Monthly choice», «Choc de la Musique» французского журнала «Classica», «5 diapason» и «Diapason d’or» французского журнала «Diapason», британского журнала «Guardian» и др. Запись 9-й симфонии Бетховена в транскрипции Листа вошла в десятку лучших записей в номинации «Классическая музыка» за 2016 год по версии «The Guardian».

Начало концерта в 18:00.

Цена билета: 500 рублей.

Запись по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05, (495) 697-72-05

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru