Архив концертов

«Бестселлеры французской музыки»

30 сентября в Мемориальной квартире Святослава Рихтера выступит один из самых востребованных, получивших заслуженное международное признание камерных коллективов – «Rusquartet». Продолжая музыкальное путешествие в рамках цикла «Годы странствий» по Франции и Италии, молодые музыканты представят яркую и изысканную программу, состоящую из трех струнных квартетов, написанных Морисом Равелем, Альфредо Казеллой и Артюром Онеггером в течение трех невероятно богатых на события десятилетий XX века.

Морис Равель (1875–1937) стал в начале XX века безусловным лидером молодых французских композиторов-модернистов, объединившихся в кружок, с говорящим названием «Апаши». В 1909 году, восставшая против консервативной профессуры и политики «Национального музыкального общества» молодежь, заручившись поддержкой Габриеля Форе, создала «Независимое музыкальное общество», дабы пропагандировать «новую музыку». В 1900-е годы происходило становление творческой личности Равеля. Любимый ученик Форе, несмотря на постоянную критику и упреки в подражании Дебюсси, постепенно завоевывал сердца слушателей. В апреле 1903 года он закончил свой единственный Струнный квартет F-dur. Первая часть была представлена Равелем на экзамен и по обыкновению раскритикована жюри. Публичное исполнение состоялось 5 марта 1904 года и прошло с успехом, публика приняла сочинение очень тепло. Известно, что композитор много раз переделывал Квартет. Форе, которому посвящен опус, «находил четвертую часть слишком короткой, плохо взвешенной, одним словом, неудачной». Когда Равель уже был готов переделать Финал, Дебюсси написал ему: «Во имя бога Музыки и моего собственного не меняйте ничего в Вашем Квартете». После премьеры Жан Марно писал в «Mercure de France»: «Это произведение искусной и сильной музыкальности; форма ясная, следующая классической схеме; вдохновение без предписанных формул, освобожденное от напыщенного пафоса, вылившееся без усилия... Надо запомнить имя Мориса Равеля: это имя мастера сегодняшнего дня». Струнный квартет Равеля очень скоро стал классикой жанра и до сих пор входит в число произведений, которые, по словам С. Прокофьева, «способны украсить любую программу».

Альфредо Казелла (1883–1947) – один из самых крупных итальянских композиторов первой половины XX века, выбравший в 1896 году Парижскую консерваторию для своего музыкального образования. Оказавшись в классе Г. Форе, он сблизился с М. Равелем и Ш. Кёкленом, вошел в кружок «апашей», а позднее стал секретарем «Независимого музыкального общества». Подобно Равелю, Казелла увлекся музыкой Дебюсси и русской «Пятеркой», а после премьеры балета «Весна священная» его кумиром надолго стал И. Стравинский. Невероятно интенсивная жизнь французской столицы вовлекла темпераментного итальянца в водоворот новых течений. В Париже он познакомился со своими соотечественниками, композиторами Д.Ф. Малипьеро и И. Пицетти, а также с мэтром Ф. Бузони. Под влиянием идей Бузони и нового универсального стиля Стравинского, сложилась эстетика итальянского неоклассицизма, в последующие десятилетия определившая музыкальный язык Казеллы. Осенью 1915-го, после вступления Италии в Первую мировую войну, композитор был вынужден покинуть Париж и вернуться на родину.

Его творческая манера отличается, прежде всего, стремлением к универсальности интерпретаций старинной итальянской музыки. В 1920 году на свет появились «Пять пьес для Квартета», ор. 34. Прелюдия, Колыбельная, Вальс-насмешка и Фокстрот, – далекие от классической формы Квартета. По признанию самого композитора они «стали конечной точкой его поисков личной идиомы после краткой футуристической фазы». Здесь присутствует характерное для неоклассицизма 1920-х годов сочетание контрастных начал: строгого и рационального квартетного духа с тонкой и беззаботной иронией.

Швейцарец по происхождению, Артюр Онеггер (1892–1955), проживший большую часть своей жизни во Франции, называл себя в шутку «человеком с двойным паспортом». Будучи членом знаменитой «Шестёрки», Онеггер не разделял увлечения своих друзей мюзик-холлом и джазом, его уравновешенный темперамент и швейцарская «гельветическая чувствительность» (шутка Д. Мийо) тяготели к симфоническим полотнам и большим театральным формам (опере и оратории)». Композитор признавался: «Мне абсолютно чужд культ ярмарок и мюзик-холлов. Зато я преклоняюсь перед совершенно противоположным: перед серьезной, строгой музыкой наиболее величествен­ных камерных и симфонических произведений». На творчество Онеггера в равной степени оказали влияние Р. Вагнер и К. Дебюсси, А. Шёнберг и И. Стравинский, а также современные французские поэты и художники– Ж. Кокто, П. Валери, М. Жакоб, П. Клодель, Л. Арагон, П. Пикассо, Ф. Леже и другиеОнеггер писал: «я обя­зан Франции: она озарила меня светом своего блистатель­ного разума, она утончила мои духовные и музыкальные запросы».

Будучи незаурядным критиком, композитор неоднократно выражал тревогу по поводу увлечения «шумными и импозантными музыкальными зрелищами». Он утверждал, что в камерных жанрах «музыка представлена в ее чистейшем виде», а «музыкальная мысль может раскрываться во всей своей правдивой подлинности и одарять всех, глубоко любя­щих музыкальное искусство, наиболее тонкими и благо­родными эмоциями». В 1935 году почти одновременно со знаменитой ораторией «Жанна д’Арк на костре» Онеггер написал 2-й Квартет (D-dur), который по праву можно считать одним из лучших Квартетов в музыкальной литературе XX века. В отличие от классического четырехчастного цикла, в нем только три части. Музыка отличается драматизмом и трагической концепцией (особенно Финал), сближающей опус Онеггера не с уравновешенными и объективными конструкциями Стравинского, а с остроконфликтными камерными сочинениями Д. Шостаковича конца 1930-х годов.

«Rusquartet» – один из лучших камерных ансамблей России, лауреат международных конкурсов и постоянный участник международных фестивалей. В его составе выпускники, а ныне преподаватели Московской консерватории имени П.И. Чайковского – Ксения Гамарис, Анна Янчишина, Ксения Жулёва и Пётр Каретников.

 В 2006 году коллектив одержал свою первую победу на Международном конкурсе в Германии (г. Райсберг); годом позже вошел в десятку квартетов, отобранных со всего мира специальным жюри для участия в Международном конкурсе струнных квартетов Банфф (Канада), на котором коллектив стал первым квартетом из России. В 2008 стал победителем одного из престижнейших конкурсов камерной музыки – VIII Международного конкурса струнных квартетов имени Д.Д. Шостаковича.

Помимо классического квартетного репертуара – от Гайдна, Моцарта и Бетховена до Шостаковича, Бартока и Шёнберга, – коллектив активно пропагандирует музыку современных авторов, «открывает» не известные ранее опусы именитых композиторов, изменяя при этом привычные рамки квартетного репертуара. В числе подобных «открытий» – сочинения С. Фейнберга, М. Марутаева, А. Локшина, Л. ван Делдена, O. ван Хемеля и Л. Андриссена (Голландия), К.-М. Мёрфи (Канада), С. Мартланда (Великобритания), Дж. Доува (Великобритания), О. Мустонена (Финляндия).

«Rusquartet» сотрудничает с известными российскими и зарубежными музыкантами, выступает на лучших отечественных и зарубежных концертных площадках, гастролирует в Германии, Голландии, Бельгии, Италии, Франции, Канаде, Австралии. В 2009 году «Rusquartet» попал в состав участников концерта, организованного для Принца Эдварда, графа Уэссекского, от которого получил благодарность и высочайшую оценку.

Начало концерта в 18:00.

Цена билета: 500 рублей (билеты можно приобрести онлайн на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Справки по телефонам: (495) 695–83–46, (495) 697–47–05, (495) 697–72–05.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера (ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58).

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru