Архив концертов

«Couleurs et du Sons». Сольный концерт Елены Тарасовой

В рамках цикла «Годы странствий: Франция – Италия» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится сольный концерт лауреата международных конкурсов Елены ТАРАСОВОЙ (фортепиано). В программу концерта войдут сочинения французских композиторов, чью музыку (за исключением Мориса Равеля) очень редко можно услышать в российских концертных залах: Деода де Северака, Флорана Шмитта, Шарля Кёклена и Лили Буланже.

Ф. Шмитт, Ш. Кёклен, М. Равель и Д. Северак были представителями одного поколения, близкими друзьями и лидерами парижской музыкальной жизни. Все они, кроме Деода де Северака (воспитанника Венсана Д’Энди), были учениками Габриэля Форе, и все в разной степени испытали магнетическое влияние Клода Дебюсси. Многие из молодых композиторов входили в знаменитый кружок «Апашей», а затем стали у истоков «Независимого музыкального общества», целью которого была пропаганда «новой» музыки. Они  посвящали друг другу свои сочинения, обменивались остроумными письмами, ходили через весь Париж на музыкальные премьеры, завершая день прогулками по ночному Монмартру и бесконечными разговорами о музыке. Флоран Шмитт (1870–1958) окончил Парижскую консерваторию и в 1900 году получил Большую Римскую премию за кантату «Семирамида», исполненную в том же году в концертах Колонна. После двухлетнего путешествия по Европе и Турции композитор вернулся во Францию. В 1921–1924 годах занял должность директора консерватории в Нанси, а с начала 1930-х годов начал активно заниматься музыкальной критикой. До 1920-х годов Шмитт испытывал сильнейшее влияние Игоря Стравинского – «Весна священная» серьезно повлияла на его «Саломею» (сам Стравинский высоко оценил это сочинение). Будучи превосходным пианистом, Шмитт много писал для фортепиано. Сюита «Вечера» ор. 5 (1896) становится началом формирования его индивидуального композиторского стиля, во многом восходящего к традиции его учителей – Жюля Массне и Габриэля Форе в сочетании с влиянием более молодого поколения композиторов, таких как Клод Дебюсси,  с которым он сблизился во время соревнования за Римскую премию.

Шарль Кёклен (1867–1950) поступил в Парижскую консерваторию в 1890 году, и после обучения в классе композиции у Ж. Массне также стал учеником Г. Форе. С 1909 года Кёклен регулярно выступал как музыкальный критик в журнале «Chronique des arts» и преподавал, а с 1915 года начал писать теоретические труды. В 1918 году Эрик Сати пригласил его в группу композиторов «Новая молодёжь» («Les Nouveaux Jeunes») вместе с Русселем и Мийо, однако этот проект остался неосуществленным. В жанре фортепианной музыки Кёклен  всегда тяготел  к миниатюрам.  Он избегал экстремальных темпов и однозначных финалов – его сочинения словно растворяются в легкой дымке. Фортепианные пьесы Кёклена до 1924 года можно условно разделить на две категории – политональные сочинения и более простые, тональные пьесы, с оттенком народной музыки. Сюита «Paysages et marines» (Морские пейзажи) op.63 (1917г.) относится к первой группе. Все пьесы отличаются удивительной ритмической пластичностью, а тонкая игра с политональностью вызывает в воображении образы осеннего ландшафта и морского ветра – музыкальные пейзажи Кёклена могли бы стать идеальной иллюстрацией к фильму о  природе.

Деода де Северак (1872–1921) происходил из творческой семьи (его отец – художник Жильбер де Северак, талантливый музыкант-любитель). Северак закончил Тулузскую консерваторию, но затем переехал учиться в Париж, был учеником Венсана Д’Энди и ассистентом Исаака Альбениса. Большую часть жизни Северак провел на юге Франции, вдали от столичной суеты – даже внешне он был типичным южанином, добродушным, мечтательным, но вместе с тем неразговорчивым. В своих лучших сочинениях Северак отразил природу и очарование родного края. Сюита «В Лангедоке» (1904), первоначально названная «Вдали от городов», – пестрая череда сельских зарисовок с натуры (Лангедок – область на юге Франции на берегу Средиземного моря, недалеко от Каталонии). Через весь цикл проходит основная тема, напоминающая «Острова радости» Дебюсси. После первого знакомства с этим сочинением пианист Альфред Корто написал композитору восторженное письмо: «Дорогой друг! Только что проиграл “В Лангедоке” и сразу хочу выразить ту радость, которую мне это доставило. Это очень яркая вещь, такая сочная и богатая чувствами!».

Самым близким другом композитора был Морис Равель (1875–1937), с которым они были почти ровесники, и их жизненные и творческие пути часто пересекались. Фортепианная сюита «Отражения» (1905) Равеля появилась почти одновременно с «Эстампами» и «Образами» Дебюсси. Сам композитор считал «Отражения» одним из важных этапов своего пути: «...в них заметна настолько значительная эволюция моего гармонического языка, что она озадачила даже тех музыкантов, которые лучше других воспринимали мою музыку». Каждая из пьес посвящена одному из членов кружка «Апашей», которые были их первыми слушателями и ценителями. Это зарисовки с натуры, обогащенные психологическим содержанием, выходящие за пределы чистой пейзажности. Пьеса «Печальные птицы» (посвященная пианисту и другу с юных лет Рикардо Виньесу) – воспоминание о прогулках в лесу вблизи Фонтенбло. Последняя пьеса, «Долина звонов» (посвященная композитору Морису Деляжу, другу и ученику Равеля), – пример психологически насыщенного звукового пейзажа, на котором лежит отпечаток хорошо знакомого Равелю колорита Швейцарии, перезвона ее колоколов и вечерней меланхолии.

Лили Буланже (1893–1918) – сестра знаменитой пианистки и композитора Нади Буланже – росла в музыкальной семье. Ее отец – композитор, преподаватель по классу вокала в Парижской консерватории. Мать – певица Раиса Мышецкая, уроженка Санкт-Петербурга. Первые фортепианные уроки Лили давал друг семьи Габриэль Форе. Как вспоминала ее старшая сестра: «в доме всегда была музыка; музыка была начальной точкой и центром нашего существования». Смерть отца в 1899 году оказалась для Лили сокрушительной травмой, привнеся во многие ее работы тона скорби и утраты. В 1909 году Лили Буланже поступила в Парижскую консерваторию. В 1913 стала первой женщиной, получившей Большую Римскую премию за кантату «Фауст и Елена». Премьера сочинения состоялась в ноябре того же года в знаменитом Театре Шатле и имела огромный успех. В 1914 году, как лауреат Римской премии, Лили провела четыре месяца в Риме на вилле Медичи. В годы Первой мировой войны она глубоко погрузилась в благотворительную деятельность, которую вела вместе со своей сестрой (помощь бывшим студентам Консерватории), что оставляло очень мало времени для творчества. Лили Буланже умерла в 1918 году от туберкулеза. Похоронена на парижском кладбище Монмартр. Многие из сочинений своей безвременно ушедшей сестры позднее записала Надя Буланже.

Елена Тарасова (фортепиано) – выпускница Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора, народного артиста Российской Федерации С.Л. Доренского и профессора, заслуженного артиста Российской Федерации П.Т. Нерсесьяна), лауреат международных конкурсов, артист YNOFF Agence Art Consulting (Франция), участник программ Московской государственной академической филармонии, автор идей и художественный руководитель ряда музыкальных проектов, преподаватель Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член World Piano Teachers Association, член Международного союза музыкальных деятелей. Елена Тарасова активно концертирует с сольными и симфоническими программами по городам России, участвует в международных фестивалях за рубежом (Франция, Италия, Австрия, Германия, Чехия, Япония).

Начало в 19:00.

Цена билета – 500 рублей.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера (ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58).

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.