Архив концертов

Французский акцент музыкального салона конца XIX - начала XX века

В Мемориальной квартире Святослава Рихтера 31 марта в рамках цикла «Годы странствий: Франция – Италия» состоится концерт «Французский акцент музыкального салона конца XIX – начала XX века». В программе концерта сочинения Клода Дебюсси, Габриэля Форе, Анри Дюпарка, Рейнальдо Ана, Жоржа Бизе. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов Мария Остроухова (меццо-сопрано) и Елизавета Миллер (фортепиано).

Салон во Франции конца XIX века – это особое культурное пространство, средоточие светской и художественной жизни. В лучших домах Парижа собираются композиторы, поэты, художники, критики, в салонах бурлит светская жизнь, оттачивается художественный вкус, рождаются новые имена, проходят музыкальные и поэтические премьеры. Благодаря объединению ведущих представителей различных видов искусств, салон второй половины XIX столетия – периода, получившего название Belle Époque, – становится подлинной лабораторией главных творческих поисков и художественных реформ своего времени. Именно салон как точка пересечения самых современных идей влиял на художественную культуру Франции и задавал общий культурный тон, во многом определяя вкусы французской публики. Так, например, в салоне прекрасной Миси Серт, ученицы Габриэля Форе и жены издателя журнала «Ревю Бланш» Т. Натансона собирался цвет французского художественного мира – от Дебюсси, Пруста, Фенеона, Коллет до Тулуз-Лотрека и Боннара. Особенно ярко атмосфера салона повлияла на формирование камерных музыкальных жанров, и долгое время салон оставался единственным местом, в котором эта музыка звучала и имела своего слушателя.

Важную роль в процессе возрождения камерной музыки сыграло созданное в 1871 году Национальное музыкальное общество (La Société nationale de musique), и к середине столетия светская публика становилась все более осведомленной и требовательной. Все чаще частные концерты объединяли певцов-любителей и профессионалов, а дружеское и светское общение, между поэтами и музыкантами инспирировала процесс сближения двух искусств – музыкального и поэтического. Безусловным открытием для французских композиторов стало творчество поэтов-символистов – Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме. Обновленная поэзия открыла французским композиторам, в частности таким искренним почитателям поэзии, как Г. Форе, А. Дюпарк, К. Дебюсси и М. Равель, новые пути и возможности музыкального прочтения поэтического текста.

«За музыкою только дело» – призывал Поль Верлен в своем знаменитом стихотворении «Искусство поэзии». Программа концерта 31 марта приглашает слушателей в путешествие по музыкальным салонам французской «прекрасной эпохи». На тексты Верлена написаны «Забытые ариетты» (1907) Клода Дебюсси (1862–1918), который познакомился с поэтом еще в конце 1880-х годов в салоне идейного вождя символистов Стефана Малларме. В тот же салон был вхож другой близкий друг композитора, поэт и мистификатор Пьер Луи. В 1897 году Дебюсси пишет вокальный цикл «Песни Билитис» на три стихотворения («Флейта Пана», «Волосы», «Могила наяд») из знаменитого сборника эротической поэзии Луи. Этот сборник представлял собой изысканную литературную мистификацию – все стихотворения были написаны в манере Сапфо, во введении утверждалось, что стихи, найденные на стенах гробницы на Кипре, были написаны гречанкой Билитис, куртизанкой и современницей Сапфо. Ее жизнеописанию Пьер Луи посвятил небольшой раздел книги. Эта публикация ввела в заблуждение даже профессионалов!

Поэзия другого поэта-символиста, Анри Казалиса, который публиковался под псевдонимом Жан Лагор, вдохновляла многих известных композиторов. Казалис входил в основное ядро поэтической группы «Парнас», был близко дружен с Малларме и Ги де Мопассаном. На стихи Казалиса написаны две песни Анри Дюпарка (1848–1933) – «Экстаз» (1874) и «Грустная песня» (1868). Анри Дюпарк – музыкант и общественный деятель – принадлежал к отцам-основателям знаменитого Национального музыкального общества. В юные годы Дюпарк уже проявлял яркие композиторские способности. В 20 лет он познакомился с Ф. Листом, который в свою очередь представил его Р. Вагнеру, кумиру юного композитора. Дюпарк обладал большой чуткостью к поэзии, стремясь в своих песнях к максимальному сближению поэтического текста с музыкой, однако, к несчастью, в зрелые годы он уничтожил большую часть своих сочинений, и до потомков дошло всего около 40 опусов этого композитора. Еще один «властитель дум» того времени – композитор Рейнальдо Ан (1874–1947), в программу войдет несколько его сочинений, в том числе одна из подлинных жемчужин песенного жанра – «Соловей» на стихи Леопольда Дофина. Сочинения Ана пользовались большим успехом у современников – он стал завсегдатаем лучших столичных салонов, где познакомился с Стефаном Малларме, Эдмоном Гонкуром, Сарой Бернар и Марселем Прустом. Они вместе путешествовали, строили общие планы – многие детали их переписки вошли в роман Пруста «Жан Сантей».

Кроме вокальных сочинений в программу концерта войдут произведения для фортепиано: «Лидия», op. 4; «Розы Исфахана», op. 39; «На берегу», op. 8; Ноктюрн № 1 Габриэля Форе (1845– 1924); пьесы «Опьянение» и «Эрос, скрывшийся в лесу» из фортепианного сборника «Исступленный соловей» Рейнальдо Ана; Ноктюрн ре мажор Жоржа Бизе (1838–1875) и «Баллада» Клода Дебюсси.

Мария Остроухова (меццо-сопрано) родилась в 1991 году в семье музыкантов. Обучалась в Гнесинской школе-десятилетке по классу специального фортепиано. В 2009 году поступила в Московскую консерваторию на факультет исторического и современного исполнительского искусства в класс Ю.В. Мартынова и А.А. Кореневой. В 2012 году продолжила обучение в Королевском музыкальном колледже в Лондоне на вокальном факультете у педагогов Николаса Сирса и Кристофера Глинна. В 2015 году там же окончила аспирантуру. В репертуаре певицы – партии в операх «Коронация Поппеи» Монтеверди (Октавия и Фортуна), «Ариадна на Крите» (Карильда) и «Юлий Цезарь в Египте» (Юлий Цезарь) Генделя, «Адриан в Сирии» Перголези (Эмирена), «Золушка» Россини (Анджелина), «Волшебная флейта» Моцарта (Третья дама), «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (Дриада), «Проданная невеста» Сметаны (Хатья), «Альберт Херринг» Бриттена (Миссис Херринг), «Дитя и волшебство» Равеля.

Елизавета Миллер (фортепиано, клавир) – первый музыкант из России, выигравший престижный конкурс старинной музыки Musica Antiqua в Брюгге по специальности хаммерклавир (2013). Елизавета Миллер – лауреат международного конкурса Premio Ferrari в Роверетто (Италия), победительница конкурса Николая Рубинштейна в Париже (2012). Постоянно выступает в России, Италии США, Германии и Франции, регулярно сотрудничает с ансамблем Марка Пекарского, Студией новой музыки при Московской консерватории. Она принимала участие в международных фестивалях, среди которых Beethovenfest в Бонне, Musica Antiqua в Брюгге, фестиваль памяти Джона Кейджа в Москве и Нижнем Новгороде. Е. Миллер с отличием окончила факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории и аспирантуры; ее преподаватели — профессор Алексей Любимов (фортепиано) и профессор Ольга Мартынова (клавесин, хаммерклавир). Получила диплом магистра в Йельском университете (2011), где обучалась у Бориса Бермана и Хун-Куана Чена. С 2013 Е. Миллер – ассистент профессора Алексея Любимова, с 2014 ведет свой класс камерного ансамбля и хаммерклавира.

Начало в 19:00.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера.

Цена билета: 500 рублей.

Запись по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05, (495) 697-72-05.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru