Архив концертов

«Seicento». Итальянская музыка XVII века

Еще в конце XVI века итальянские музыканты – композиторы, певцы, инструменталисты – считались лучшими в Европе, и в 1600-х годах – период Seicento – эта репутация лишь укрепилась. В Мемориальной квартире Святослава Рихтера 5 апреля ансамбль «Canto Vivo» представит сочинения самых ярких представителей этой эпохи – Дж. Капсбергера, А. Пиччини, Дж. Фрескобальди, Дж. Каччини, С. Ланди.

Музыка Италии XVII века является грандиозным прорывом в поиске новых форм и средств выразительности, на смену ренессансной полифонии приходят новые жанры, прежде всего опера. Джулио Каччини – один из «отцов» оперы – писал: «Мне предлагали воспринять манеру, восхваленную Платоном и другими философами, которые утверждают, что музыка не что иное, как слово, затем ритм и, наконец, уже звук, а не наоборот. Они советовали стремиться к тому, чтобы музыка проникала в сердца слушателей и производила в них те поразительные эффекты, которыми восторгаются древние писатели и на которые не способна наша современная музыка с помощью своего контрапункта». Итальянская традиция выразительного пения под аккомпанемент лютни, реальные исследования античной музыкальной культуры и фанатичная вера в возрождение чудесных возможностей музыкального искусства, соединившись, привели к поистине революционным изменениям музыкального стиля и языка. Поиски новой выразительной музыкальной манеры увенчались в 1600 году созданием сразу нескольких вариантов так называемого «речитативного стиля».

Эти изменения во многом и стали той вехой, от которой в музыке принято отсчитывать начало эпохи барокко. Меняется стиль мышления и письма композиторов, когда доминирующим становится мелодический голос. Остальные голоса сворачиваются до цифрованного баса.

В это же время заявляют о себе солирующие инструменты, для которых появляется новый обширный репертуар. Для интерпретатора в музыке того времени таится масса возможностей: ведь в то время записывался только «конспект», схема исполняемого произведения. Главное требование публики к певцам и инструменталистам состояло в том, чтобы они не просто исполняли выписанный композиторами нотный текст, но делали это «изысканно» (eleganter), «с изяществом» (con vaghezza). Под «изяществом» же понималось умение эффектно добавлять в подходящих для этого местах к внешне завершенному авторскому сочинению легкие, подвижные, прихотливые в мелодическом и ритмическом отношениях пассажи. В известном смысле, композитор лишь намечал и прочерчивал основные мелодические контуры музыкального произведения, тогда как прорисовкой более мелких и тонких деталей занимались артисты-импровизаторы. Каждый музыкант, исполняя ту или иную канцону или танец, украшал ее по-своему. Это неудивительно еще и потому, что, как правило, композиторы того времени сами исполняли свои сочинения, аккомпанируя себе на любом доступном инструменте, будь то арфа, лютня или виола. И каждый раз привносили в них что-то новое. По сути, произведение каждый раз рождалось «здесь и сейчас», в момент конкретного исполнения, заново.

Композиторы, чьи сочинения вошли в программу концерта 5 апреля, оказали решающее влияние на музыку своего времени. Алессандро Пиччини – изобретатель одной из разновидности лютни, и автор лютневых пьес. Джованни Джироламо Капсбергер – лютнист-виртуоз, чьи музыкальные вечера современники называли одним из чудес Рима. Он повлиял на многих композиторов, в том числе и на Джироламо Фрескобальди, который, как считают исследователи, стоит у истоков инструментальных традиций западноевропейской музыки. Джулио Каччини, вошел в историю музыки как один из создателей первой оперы «Эвридика», а Стефано Ланди считается основателем римской оперной школы.

Ансамбль «Canto Vivo» создан в 2000 году и объединяет музыкантов – певцов и инструменталистов, – которые являются профессионалами в области европейской музыки позднего Средневековья, Ренессанса и раннего барокко – от XIV до начала XVIII века. Основу репертуара ансамбля составляют вокальные произведения (песни, арии, мадригалы), а также инструментальные сочинения (сюиты, танцы) этих эпох.

Очарование и неповторимое своеобразие старинной музыки невозможно передать в полной мере, не владея стилистикой исполнения и музыкальными инструментами тех времен. Поэтому интерпретации «Canto Vivo» максимально приближенны к исторической или «аутентичной» манере исполнительства.

Ансамбль и его солисты являются постоянными участниками различных проектов в области старинной музыки: Открытой барочной академии в Санкт-Петербурге, Международного фестиваля музыки эпохи Возрождения «La Renaissance» (Москва). Также «Canto Vivo» был привлечен к постановке ранних опер – «Представление о Душе и Теле в театре» Э. Кавальери и «Смерть Орфея» С. Ланди.

Начало в 19:00.

Цена билета: 500 рублей.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера.

Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58, 16 этаж.

Запись на концерт по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05, (495) 697-72-05

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru