Архив концертов

Песни Италии XVII-XIX века

В рамках цикла «Годы странствий Святослава Рихтера», посвященного Франции и Италии, 8 декабря в мемориальной квартире пианиста прозвучат «Песни Италии XVII–XIX века». В программу концерта войдут сочинения выдающихся итальянских композиторов: К. Монтеверди и Дж. Каччини, Дж. Кариссими и М.А. Чести, В. Беллини и Г. Доницетти, Дж. Россини и Дж. Пуччини, принесших немалую славу итальянской опере. Исполнители: Заслуженная артистка России Яна Иванилова (сопрано), Ася Гречищева (лютня, теорба) и Александр Гулин (виола да гамба).

Первое отделение концерта представит раннебарочную итальянскую музыку. Еще в конце XVI века итальянские музыканты – композиторы, певцы, инструменталисты – считались лучшими в Европе, и в 1600-х годах эта репутация лишь укрепилась. Музыка Италии XVII века является грандиозным прорывом в поиске новых форм и средств выразительности в искусстве. Итальянская традиция выразительного пения под аккомпанемент лютни, реальные исследования античной музыкальной культуры и фанатичная вера в возрождение чудесных возможностей музыкального искусства, соединившись, привели к поистине революционным изменениям музыкального стиля и языка. Поиски новой выразительной музыкальной манеры увенчались в 1600 году созданием сразу нескольких вариантов так называемого речитативного стиля, который должен был превратить речь в госпожу музыки.

Откроет концерт изящное произведение Клаудио Монтеверди «Sì dolce è'l tormento» («Столь нежно мученье»). Именно так было написано на сборнике, где оно было впервые опубликовано «ariose vagghezze» («изящные ариозо»). Эта пьеса, как и весь сборник, предназначалась для любителей домашнего музицирования и потому в ней сочетаются простота и очарование, лаконичность формы и выразительность музыкального языка.

Джулио Каччини – один из «отцов» оперы, – как он сам писал, старался «стремиться к тому, чтобы музыка проникала в сердца слушателей и производила в них те поразительные эффекты, которыми восторгаются древние писатели и на которые не способна наша современная музыка с помощью своего контрапункта». «Amarilli, mia bella» («Амарилли, моя прекрасная») пользуется заслуженной популярностью у исполнителей, — ярко иллюстрирует его творческие идеалы — близость вокальной интонации к театральной речи и особая выразительность преподнесения текста.

В кантате «Vittoria, mio core» Джакомо Кариссими показывает еще один вариант соотношения музыкального и поэтического содержания. Композитор в данном случае выступает своего рода иллюстратором: военизированные метафоры в поэзии передаются в музыке фанфарными интонациями, чеканным ритмом. И хотя речь идет о победе над любовью, герой кантаты радуется ей столь же искренне, как и военачальники раннебарочной оперы радуются своим победам над врагами.

Завершится первое отделение произведением ученика Кариссими — Марко Антонио Чести. В арии «Intorno all’idol mio» египетская королева Оронтея признается в любви, однако, она не может открыться в своих чувствах напрямую, поэтому музыка полна одновременно и нежности, и печали.

Во втором отделении слушатели смогут насладиться малоизвестными камерными вокальными произведениями великих оперных мастеров XIX столетия, которое по праву считается золотым веком итальянской оперы. Обращение к песенному жанру связано в первую очередь с салонной культурой. В XIX веке в Италии (особенно в Неаполе) кроме оперы также большую популярность приобретают камерные вокальные концерты (их так и называли salotto), на которых кроме классических арий из опер, можно было услышать народные песни и композиторские новинки.

Не случайно один из сборников Джакомо Россини так и назывался — «Музыкальные вечера». К этому моменту композитор уже шесть лет как демонстративно оставил оперу, однако, он сам признавался: «пишу потому, что не могу поступать иначе». В простых по форме (но не для исполнения) пьесах Россини демонстрирует свою неистощимую фантазию, владение разными жанрами. В «Приглашение» композитор обращается к испанскому танцу — болеро, в «Альпиской пастушке» с подзаголовком «Тирольская песня», композитор воспроизводит знаменитые тирольские йодли. В «Обещании», обращаясь к тексту знаменитого либреттиста XVIII века Метастазио, Россини использует характерные черты канцонетты XVIII века.

Винченцо Беллини был признан при жизни творцом итальянских мелодий. Учитель, как вспоминал друг композитора Флоримо, «был с Беллини более строг, чем с другими учениками, и всегда советовал ему создавать мелодию — гордость неаполитанской школы». Урок был усвоен и принес свои плоды. Хотя его камерные работы имеют некоторое сходство с его оперным стилем, также можно проследить влияние народной музыки. При этом, если ариэтты более простые и песенные по форме, как, например, «Malinconia, Ninfa gentile» («Грусть, нежная нимфа») или изящная «Vaga luna, che inargenti» («Серебристый свет луны»), то в романсе «Dolente imagine di Fille mia» («Печальный образ моей Филлиды») есть и драматические элементы, приближающий его к сценическим ариям.

Гаэтано Доницетти написал шесть сборников камерной вокальной музыки, но особой популярностью у исполнителей пользуются его обработки неаполитанских песен (на нашем концерте прозвучат «La conocchia» [«Прялка»] и «Me voglio fa ‘na casa» [«Хотелось бы мне дом у моря»]). Интересно, что обратится к ним Доницетти заставило… отсутствие вдохновения и поджимавшие сроки: «Я должен написать двенадцать песенок, как обычно, по 20 дукатов за каждую» — признается композитор, — «раньше я сочинял песенки, пока готовил себе ризотто, теперь же… Перо валится из моих пальцев, я вообще не знаю, что писать, но должен сделать все то, чтобы сдержать слово».

Второе отделение завершится романсами Джакомо Пуччини, эти пьесы малоизвестны, да и сам композитор, очевидно, не придавал им особого значения. Но в тоже время Пуччини часто использовал уже найденный музыкальный материал в своих операх. Например, романс «Sole e amore» послужил основой для заключительного квартета третьего действия знаменитой оперы «Богема». «E l’uccelino» и «Sogno d’or» – две колыбельные, возможно лучшие образцы пуччиниевской лирики, отличающейся особой выразительностью и мелодичностью.

Заслуженная артистка России Яна Иванилова – талантливая и востребованная певица. После окончания Российской Академии музыки имени Гнесиных (класс проф. В. Левко) продолжила совершенствовать свое мастерство в классе Нины Дорлиак в аспирантуре Московской консерватории. Стажировалась в Вене у И. Вамзер (сольное пение) и П. Берне (музыкальная стилистика), а также в Монреале у М. Девалюи. Пожалуй, из современных певиц Яна Иванилова обладает самым обширным репертуаром, составленным из произведений всех стилей и эпох. В разное время певица была солисткой Московского театра «Новая опера», где пела ведущие партии, сотрудничала с ансамблями старинной музыки «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион». В 2008 году приглашенная солистка Большого театра, с труппой которого в 2010 году с успехом гастролировала в Ковент-Гарден. Выступала с концертами в Москве на сценах Большого зала консерватории, залов Московской филармонии и Международного Дома музыки, зала «Плейель» и «Юнеско» в Париже, «Виктория холл» в Женеве, Вестминстерского аббатства в Лондоне, театра «Миллениум» в Нью-Йорке, «Студии Глена Гульда» в Торонто и других.

Ася Гречищева (лютня, теорба) — неизменно участвует в постановках барочных опер, ораторий, балетов, выступает в составе различных ансамблей старинной музыки, таких как «Мадригал», «La Stravaganza» «Telemann-Consort», «Pocket Simphony», «Tempo restauro» и другие.

Александр Гулин (виола да гамба) — регулярно концертирует как солист, а также в составе различных ансамблей на барочной, современной виолончели, виоле да гамба. Выступал с Полом Эссвудом, Тревором Пинноком, Алексеем Любимовым, Пьером Антаем, Марком Мойоном, Филиппом Жарусски, Элисон Мелвилл, ансамблями и оркестрами «BaRockers», «Bach Consort» (Россия), «Il Gardellino» (Бельгия), «Bergen Barokk» (Норвегия), «Toronto Consort» (Канада), «Apollo’s Fire» (США) и другими.

Начало в 19:00.

Цена билета – 500 рублей.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера (ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58).

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.