13.09.2017 – 12.11.2017

Главное здание

Ответы на часто задаваемые вопросы о выставке «Цай Гоцян. Октябрь»

13.09.2017 – 11.11.2017

Главное здание

Почему в ГМИИ им. А.С. Пушкина проводится выставка современного искусства?

Наряду с ведущими мировыми музеями, такими как Лувр, Британский музей, Музей Метрополитен, ГМИИ им. А.С. Пушкина первым из российских музеев стал в своих проектах сочетать классическое искусство с современным. Именно Пушкинскому музею выпала уникальная возможность открыть нескольким поколениям отечественных зрителей великие достижения мировой художественной культуры в ее лучших образцах, как классических, так и авангардных.

ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении всей своей истории знакомил российских зрителей с актуальным мировым искусством. Среди резонансных выставок прошлых лет «Живопись, графика и керамика Пабло Пикассо» (1956), Ретроспективная выставка произведений Александра Тышлера (1966), «Москва – Париж. 1900–1930» (1982), «Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения художника» (1987), «Москва – Берлин. 1900–1950» (1996), «Энди Уорхол» (2001)и другие.

В рамках концепции развития музея было создано новое направление Пушкинский XXI. Оно призвано дать зрителям понимание, что такое актуальное искусство, и показать его самых ярких представителей. 

Почему художник китайского происхождения делает выставку к 100-летию русской революции?

Цай Гоцян – интернациональный художник. За свою жизнь он много путешествовал и переезжал, в каждой стране сотрудничая с местными жителями и знакомясь с их культурой.

Россия и СССР занимали важное место в жизни художника и становлении его творчества. С детства Цай учился рисованию и живописи по работам русских и советских художников. Цай Гоцян изучал особую систему пошаговых зарисовок, разработанную Павлом Петровичем Чистяковым, копировал «Неизвестную» Ивана Крамского, долго искал подходящий водоем, чтобы повторить картину Исаака Левитана «У омута», учился по книгам и альбомам многих русских живописцев. Одним из своих главных учителей Цай считает Константина Максимова, советского художника, который в 1955–1957 годах преподавал в мастерской в Пекине. По словам Цая, который родился в 1957 году и не мог встречаться с Максимовым, он сам и другие начинающие китайские художники попали под влияние русского мастера. Позже Цай Гоцян собрал коллекцию из 260 произведений Максимова, а также несколько принадлежавших ему палитр, коробки с красками, мольберты и архивные материалы – фотографии Максимова во время его пребывания в Китае.

Тема революции также близка Цаю Гоцяну; он был свидетелем китайской «культурной революции» при Мао Цзэдуне, и эти события оказали большое влияние на художника. Поэтому он воспринимает Октябрьскую революцию не как сторонний наблюдатель. На протяжении всего процесса создания выставки Цай самосовершенствовался, углублял свое понимание России и ее взаимоотношений с Китаем.

Чем известен Цай Гоцян?

Цай Гоцян – один из самых известных современных художников. В своих проектах, основанных на идеях восточной философии и очерчивающих социальные проблемы современности, художник стремится установить связь между зрителями и окружающим миром. Каждое свое произведение Цай Гоцян создает, используя культурные и исторические коды данного конкретного места

На протяжении последних трех десятилетий искусство Цая Гоцяна было представлено почти на всех крупных международных выставках. Его персональные выставки прошли в ведущих музеях мира, среди которых: Метрополитен-музей (2006) и Музей Соломона Р. Гуггенхайма (2008) в Нью-Йорке, Национальный художественный музей Китая, Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Бильбао, Художественный музей Филадельфии (2009), Боннефантен-музей в Маастрихте (2016). Персональная выставка Цая Гоцяна «Крестьянские да Винчи» (2013) – трехдневный тур по городам Бразилии (Бразилиа – Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро) стала самой посещаемой в мире выставкой ныне живущего художника, она привлекла более миллиона посетителей. После ГМИИ им. А.С. Пушкина Цай Гоцян представит выставку в музее Прадо в Мадриде.

В 1999 году Цай Гоцян был удостоен высшей награды в области современного искусства – «Золотого льва» Венецианской биеннале. Он был автором грандиозного пиротехнического шоу церемонии открытия Олимпиады 2008 года в Пекине.

В чем смысл инсталляции «Осень»?

Огромная инсталляция «Осень» встречает посетителей Пушкинского музея в сквере у входа в Главное здание.  Эта рукотворная гора-монумент из берез сложена из более трех сотен детских колясок, кроваток и колыбелей, часть которых жители Москвы пожертвовали специально для проекта. Молодые березки, «растущие» из колясок и колыбелей, образуют на склонах горы подобие леса. Вместе с сезоном, который сменится во время проведения выставки, золотые листья на березах пожелтеют, высохнут и упадут с ветвей, повествуя таким образом о скоротечности и изменчивости человеческой жизни. Созданная при участии жителей города, инсталляция показывает, что человек –главный субъект истории. Она превращает фасад Главного здания в памятник тысячам человеческих судеб. Подобно произведениям конструктивизма, эта работа – дань мечте человечества о лучшем обществе.

Какие еще экспонаты выставки «Цай Гоцян. Октябрь» можно увидеть в музее?

Выставка превратит главные пространства музея в огромную инсталляцию, которая будет включать знаменитую «пороховую живопись», каллиграфию и подготовительные эскизы к пиротехническому спектаклю на Красной площади. Цай Гоцян создал три большие пороховые композиции в каллиграфическом и живописном стиле. Над Розовой лестницей расположена композиция «Звук»: шелковое полотно, на котором порохом выведена цитата из «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой!». В Белом зале находится пороховая композиция, выполненная черным порохом, под названием «Река»: портреты и сцены из повседневной жизни русских людей за последние сто лет. Изображения созданы при помощи лазерных трафаретов, которые сделали их похожими на негативы. Вместе они составляют длинную «реку ушедших воспоминаний». Напротив «Реки» висит цветная пороховая композиция «Сад»: разноцветные маки и гвоздики расположены рядом с советскими пропагандистскими плакатами, воплощающими идеалы прошлого, преданность Родине, героизм, – вместе эти изображения составляют своеобразный утопический сад.

В Белом зале также расположена инсталляция «Земля» – злаковое поле, созданное из миллиона сухих колосьев, мерцает золотым цветом. Закрепленное на потолке овальное зеркало, напоминающее небо, отражает скрытые в таинственном круге среди колосьев эмблемы советского прошлого, а также зрителей, стоящих рядом с ними. Такая неожиданная встреча заставляет задуматься о нашем личном отношении к этим утопическим символам.

На колоннаде можно увидеть пробы пороха и скетчи. Небольшие абстрактные работы позволяют зрителям познакомиться с экспериментами художника в области применения различных материалов, цвета и живописных техник.

В зале № 20 на экран проецируется видео проекта Дневного пиротехнического спектакля для Красной площади. Торжественность зрелища и сопровождающих его звуков потрясает, возрождая в памяти великие исторические события, свидетелем которых была главная площадь страны.

Как Цай Гоцян создавал пороховые картины для выставки?

Пороховые картины, представленные на выставке, Цай Гоцян создал в Москве в павильоне ВДНХ в начале сентября совместно с волонтерами. Искусство Цая Гоцяна адресовано не узкому кругу зрителей, и привлекая к сотрудничеству волонтеров, Цай дает возможность жителям в каждой стране стать частью его творческого процесса, оставить свой след в истории и при этом почувствовать, какие вызовы, трудности и удачи сопровождают художника во время работы.

Цай Гоцян заранее подготовил изображения, из которых волонтеры вырезали трафареты. Затем при активном участии помощников трафареты были размещены на полотне. Цай Гоцян засыпал пиротехническую смесь по контурам трафарета с учетом всех деталей изображения. Рисунок закрыли плотным картоном и прижали сверху камнями. Цай поджег фитиль – и вспыхнувший «порох» оставил следы на холсте.

Цай Гоцян начал использовать порох в своей художественной практике в 1984 году. В 1986–1995 годах художник жил и работал в Японии, продолжая изучать свойства и характеристики этого материала и постепенно начиная создавать масштабные работы и пиротехнические перформансы на открытом воздухе. В дальнейшем во время дневных пороховых перформансов Цай Гоцян стал использовать самые передовые технологии и экологичные материалы. С 2015 года он начал применять цветные пиротехнические смеси.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru