Chaim Soutine. Retrospective

24.10.2017 – 21.01.2018

Main Building

On October 24, 2017, the first-ever exhibition of the work of Chaïm Soutine (1893–1943) in Russia will open at The Pushkin State Museum of Fine Arts. A Russian-born French artist, Soutine was a leading representative of the School of Paris. The artist’s oeuvre combined elements of old European painting with new trends in art and united the European and American schools of painting.

Chaïm Soutine was born in the small Jewish town of Smilovichi near Minsk and studied in Vilnius before moving to Paris in 1913. There he initially lived in the artists’ residence “La Ruche”. Subsequently, he met and became friends with Amedeo Modigliani, who took a great interest in Soutine. The year 1923 marked a turning point in the artist’s life. Soutine’s work came to the attention of the American collector Albert Barnes. Stunned by the artist’s “The Little Pastry Chef”, Barnes exclaimed that he had at last found the artist he had been looking for. Barnes bought 52 of Soutine’s works from the art dealer Leo Zborowski, who was working with Soutine at the time. The paintings were displayed the same year at an exhibition in Paris and at the Pennsylvania Academy of the Fine Arts. Barnes brought Soutine fame and material prosperity. Soutine became a leading artist on the European art scene in the 1920s and 1930s and was mentioned in the same breath as Picasso and Matisse at the time.

The exhibition “Chaïm Soutine. Retrospective” is the first Russian retrospective of the work of this unique artist. “Soutine is an artist with an extremely lucky and difficult fate. His artworks were highly valued during his lifetime and were not forgotten after his early death. There are not many artists in the world that had 30 exhibitions during their lifetime and about one solo exhibition a year after their death. Chaïm Soutine is an artist who is increasingly attracting the attention of researchers, curators and collectors with each passing year,” says Marina Loshak, Director of The Pushkin State Museum of Fine Arts.

Soutine’s paintings are suffused with the spirit of 17th-century French painting and show a clear admiration for Rembrandt’s art. According to exhibition curator Suria Sadekova, the artist possessed a unique ability to discern the main revolutionary ideas of different schools and epochs: Chardin was important to him for his revolution in the still-life genre, Fragonard for his “tactile” brushstrokes, and Poussin for his harmony of composition, complex drama and pure colour. And he was certainly dazzled by Rembrandt, who united a sense of the divine with material objectivity and made painting tangible without depriving it of its magic.

The incredible expressiveness of Soutine’s paintings and his dramatic palette inspired subsequent generations of American and British artists. Francis Bacon, Frank Auerbach, Jackson Pollok, and Mark Rothko all studied Soutine's artistic technique and his unique manner of superimposing paints on canvas, composing colours layer by layer, accumulating them, combining them into a single ensemble, and turning the agglomeration of numerous colour layers into sensual and hyperemotional painting. “The artists and art critics of postwar New York considered him to be a visionary and a pioneer of a new art movement and the forerunner of de Kooning and Pollock. The latter reread Soutine’s work by blowing it up and bringing it closer without contorting it. From this standpoint, Soutine’s art was abstract in its details, while the huge canvases of abstract expressionists were close-ups of it,” says Claire Bernardi, curator at the Musée d'Orsay.

“Soutine’s work is based on European art, mostly French and Dutch. Nevertheless, Soutine was an innovator: his artistic career was unique among contemporary European painters. He simultaneously explored European culture, studied the history of painting, and created his own language and style.  It was his authenticity, primitiveness and even naïveté that had not been tarnished by the history of visual art, and overt emotionality that appealed to American artists. The emotional language of Soutine the neophyte was closer to them than the complex language of European artists that had centuries of civilization behind them. For American artists, he seemed to be one of them, showing them the shortest way of understanding European art and helping them to choose their own artistic approach. Soutine managed to grasp the direction in which one needed to think and work without turning into a slave of such knowledge. Full of fears and complexes in life, he was absolutely free in his work,” says Suria Sadekova, the Russian curator of the exhibition.

The exhibition “Chaïm Soutine. Retrospective” is yet another example of the close partnership that has arisen between Russian and French museums in recent years. Although The Pushkin State Museum of Fine Arts and the Musée d'Orsay have been connected by strong ties for many years, the Soutine exhibition is their first major joint project and the first joint work between curators from the two museums. “With this exhibition, we have opened a new chapter in the history of our museum: it is the beginning of a new stage of cooperation and scholarly interaction with our longtime partner, the Musée d'Orsay. We intend to develop and deepen our collaboration in different fields, not just joint exhibition projects,” says Marina Loshak, Director of The Pushkin State Museum of Fine Arts.

“Thanks to the farsighted acquisitions of the art dealer and collector Paul Guillaume, the Musée de l'Orangerie has an outstanding collection of Chaïm Soutine’s works today. It is the biggest collection in the world along with the collection of the Barnes Foundation in Philadelphia. It is therefore no surprise that The Pushkin Museum joined forces with the Musée d’Orsay and the Musée de l’Orangerie to hold the first large-scale exhibition of the artist’s work in Russia. The result of this cooperation is the exclusive loan of 20 works from the Musée de l’Orangerie to the exhibition and the joint work of curators from our two museums,” noted Laurence des Cars, Director of the Musée d’Orsay, in her preface to the exhibition catalogue.

The exhibition includes over 60 works: paintings by Soutine himself, canvases by old masters that influenced him, and works by contemporary artists that were inspired by his art.

Russian viewers will get to see masterpieces of classical, modern and contemporary art from such major French museums as the Musée de l’Orangerie, the Centre Pompidou, the Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris, the Louvre and the Musée de Picardie. The exhibition also includes works from the Beyeler Foundation in Switzerland with an early abstract painting by Mark Rothko and a 1969 painting by Francis Bacon and the Tate Gallery in England with paintings by the outstanding contemporary British artist Frank Auerbach. In addition, it presents over 20 works from first-rate Russian private collections, some of which are quite well known: “Carcass of Beef” (1924), “Siesta” (1934), “Woman Entering the Water” (ca. 1931) and “Chicken Hanging against a Brick Wall” (ca. 1927).

Taking up several rooms of the Main Building of The Pushkin State Museum of Fine Arts, the exhibition consists of three sections: Portrait, Still Life, and Landscape. In each section, visitors will see paintings by Soutine himself, canvases by old masters, and works by outstanding contemporary artists.

A catalogue raisonné has been published for the exhibition. Original articles for the catalogue were written by Claire Bernardi (joint curator of the exhibition “Chaïm Soutine. Retrospective”), Sophie Krebs (chief curator of the Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris), and Sylvie Patry (chief curator of the Barnes Foundation during the preparation of the exhibition and currently chief curator of the Musée d’Orsay).

A major educational programme will accompany the exhibition.

Visitors can use a free audio guide that is available on the IZI.travel application. 

Exhibition curators:

Claire Bernardi, curator at the Musée d’Orsay

Suria Sadekova, Head of the Department of Educational and Exhibition Projects, The Pushkin State Museum of Fine Arts

With exceptional support

General sponsor of the exhibition

Sponsor of the exhibition

Special thanks to

Radiopartner

Informational partners

Professional informational partner

24.10.2017

Curator’s Lecture about the exhibition “Chaïm Soutine. Retrospective View.”

26.10.2017

Dutch Painting in the Works of Chaïm Soutine

31.10.2017

Lecture about the exhibition “Chaïm Soutine. Retrospective View.”

02.11.2017

Meeting at the Exhibition “Chaïm Soutine. Retrospective View.”

09.11.2017

Встреча с куратором в экспозиции выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

16.11.2017

Lecture about the exhibition “Chaïm Soutine. Retrospective View.”

21.11.2017

Lecture about the exhibition “Chaïm Soutine. Retrospective View.”

25.11.2017

История коллекционирования произведений Хаима Сутина

29.11.2017

Сутин после полудня

30.11.2017

Встреча в экспозиции выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

06.12.2017

Сутин после полудня

13.12.2017

Сутин после полудня

14.12.2017

Curator’s Lecture about the exhibition “Chaïm Soutine. Retrospective View.”

20.12.2017

Сутин после полудня

21.12.2017

Драматургия выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

18.01.2018

Встреча в экспозиции выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Архив выставок

Хаим Сутин. Ретроспектива

24.10.2017 – 21.01.2018

Главное здание

24 октября 2017 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается первая в России выставка, посвященная творчеству ярчайшего представителя Парижской школы, французского художника русского происхождения Хаима Сутина (1893–1943) – мастера, объединившего в своем творчестве старую европейскую живопись с новым течением в искусстве и невольно ставшего одним из тех, кто связал европейскую и американскую школы живописи.

Хроника жизни и творчества Хаима Сутина 

Хаим Сутин родился в еврейском местечке Смиловичи близ Минска, учился в Вильно, а с 1913 года обосновался в Париже, где сначала поселился в коммуне художников «Улей», затем познакомился и сблизился с Амедео Модильяни, который принял активное участие в жизни своего товарища. 1923 год стал переломным в жизни Сутина. Американский коллекционер Альберт Барнс впервые увидел картины живописца. Под сильнейшим впечатлением от «Портрета кондитера» Барнс воскликнул: «Этого художника я искал всю жизнь!» У галериста Лео Зборовского, работавшего с Сутиным, коллекционер купил 52 работы. В этом же году они были показаны сначала на выставке в Париже, а затем в Академии изящных искусств Пенсильвании. Благодаря Барнсу к Сутину пришли всеобщее признание и материальное благополучие. Он стал главным персонажем европейской художественной сцены 1920–1930-х годов, а его имя упоминалось в одном ряду с Пикассо и Матиссом.

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» – первая в России, максимально полно представляющая творчество художника. «Сутин – художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. Творчество мастера высоко ценилось при жизни, он не был забыт и после своего раннего ухода. В мире не так много живописцев, которым при жизни было бы посвящено около 30 выставок, а после смерти ежегодно в разных странах открывалась хотя бы одна монографическая экспозиция. Хаим Сутин – художник, с каждым годом привлекающий все больше и больше внимания как исследователей и музейных кураторов, так и коллекционеров», – говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Картины Сутина отражают дух французской живописи и свидетельствуют об очевидном преклонении перед мастерством Рембрандта Харменса ван Рейна. По мнению куратора выставки Сурии Садековой, художник обладал уникальным умением выбрать все самое революционное в каждой из эпох и каждой из школ: Шарден важен для него революцией в жанре натюрморта, Фрагонар – особенным «тактильным» мазком, Пуссен – стройностью композиции, сложной драматургией и чистотой цвета. И, конечно же, завораживает Сутина Рембрандт, сумевший объединить божественное начало с материальной вещественностью, сделать живопись осязаемой, не лишив ее магии. 

Невероятная экспрессивность живописи Сутина и драматизм его цветовой палитры вдохновляли художников последующих поколений американской и британской школ. Фрэнсис Бэкон, Франк Ауэрбах, Джексон Поллок, Марк Ротко учились у Сутина живописной технике и его неповторимой манере накладывать краску на холст, слой за слоем набирать цвета, аккумулировать их, собирать в единый ансамбль и создавать из нагромождения многочисленных пластов цвета чувственную и гиперэмоциональную живопись. «В послевоенном Нью-Йорке Сутина чествовали как пророка нового экспрессивного абстракционизма. Художники и критики видели в нем прорицателя, пионера нового течения в живописи, предтечу де Кунинга и Поллока. Они заново прочитывали творчество Сутина, но при этом не искажали его, а приближали, подавая крупным планом. Следуя их логике, творчество Сутина – это абстрактное искусство в деталях, а огромные полотна абстрактных экспрессионистов – это крупные планы», – говорит куратор от Музея Орсэ Клэр Бернарди.

«В основе творчества Сутина лежит европейское искусство, главным образом французское и голландское, и вместе с тем Сутин – новатор: избранный им путь не проходил ни один из современников художника Старого Света. Сутин одновременно познавал европейскую культуру, овладевал историей живописи и создавал собственный художественный язык и стиль. Именно его аутентичность, первозданность, даже некая незапятнанная вековой изобразительной культурой наивность и, безусловно, откровенная эмоциональность оказались столь близки американским художникам. Для них эмоциональный язык Сутина-неофита был ближе и понятнее, чем сложный стиль европейских художников, за плечами которых стояли века цивилизации. Он будто был одним из них, указал им кратчайший путь к пониманию европейского искусства и предоставил возможность выбора собственной творческой судьбы. Сутин смог уловить направление, в котором надо развиваться – познавать, не превращаясь в раба этих знаний. Одержимый страхами и комплексами в жизни, в своем творчестве он был абсолютно свободен», – полагает куратор выставки с российской стороны Сурия Садекова.

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» – пример фундаментального российско-французского межмузейного сотрудничества последних лет. ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей Орсэ связаны многолетними дружескими отношениями, несмотря на это, для московского и парижского музеев выставка Сутина – первый масштабный совместный проект и первая общая работа кураторов двух институций. «Этой выставкой мы открываем следующую страницу в истории нашего музея – начало нового этапа сотрудничества и научного взаимодействия с нашим давним партнером Музеем Орсэ, которые в дальнейшем мы будем сообща углублять и развивать, и не только в области совместных выставочных проектов», – убеждена директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

«Сегодня, благодаря дальновидным приобретениям галериста и коллекционера Поля Гийома, в Музее Оранжери хранится выдающаяся коллекция произведений Хаима Сутина – наряду с коллекцией Фонда Барнса в Филадельфии самая крупная в мире. Поэтому вполне естественно, что для проведения первой масштабной выставки в России, посвященной этому художнику, Пушкинский музей объединил усилия с Музеем Орсэ и Музеем Оранжери. Результатом сотрудничества стало исключительное предоставление для выставки 20 произведений из Музея Оранжери и совместная работа комиссаров двух наших музеев», – отмечает в своем предисловии к каталогу выставки президент Музея Орсэ Лоранс де Кар.

В экспозиции представлено более 60 произведений: картины самого Сутина, работы старых мастеров, оказавших на него влияние, а также произведения современных художников, вдохновленных его полотнами.

Российским зрителям предоставлена возможность увидеть шедевры классического, модернистского и новейшего искусства из крупнейших французских музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии. На выставке представлены работы из собраний Швейцарии – ранняя абстракция Марка Ротко и полотно Фрэнсиса Бэкона 1969 года (Фонд Бейелер) – и Англии – картины классика британского современного искусства Франка Ауэрбаха (Тейт), а также более 20 работ из солидных российских частных коллекций, в том числе хрестоматийные: «Туша быка» (1924), «Сиеста» (1934), «Женщина, входящая в воду» (около 1931), «Курица на фоне кирпичной стены» (около 1927).

Экспозиция развернута в залах Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина и состоит из трех разделов: «Портрет», «Натюрморт» и «Пейзаж». В каждой части представлены работы Сутина, картины мастеров старой школы и произведения классиков современного искусства.

К выставке издан научный каталог, оригинальные статьи для которого специально подготовили Клэр Бернарди (сокуратор выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»), Софи Кребс (главный хранитель Музея современного искусства города Парижа) и Сильви Патри (на момент подготовки выставки главный куратор Фонда Барнса, а в настоящее время главный хранитель Музея Орсэ).

В рамках выставки пройдет обширная образовательная программа. 

Посетители выставки смогут воспользоваться бесплатным аудиогидом, размещенным в приложении IZI.travel.

Кураторы выставки:

Клэр Бернарди, куратор-хранитель Музея Орсэ

Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина

Образовательная программа к выставке

24 октября, 19:00
Кураторская лекция о выставке

26 октября, 19:00
Голландская живопись в творчестве Сутина

31 октября, 19:00
Абстрактный экспрессионизм - американское художественное направление или международное?

2 ноября, 19:00
Встреча в экспозиции выставки

9 ноября, 19:00
Встреча в экспозиции с куратором выставки

16 ноября, 19:00
Встреча в экспозиции выставки

21 ноября, 19:00
Сутин и французская живописная традиция

25 ноября, 16:00
История коллекционирования произведений Хаима Сутина

29 ноября, 14:00
Встреча в экспозиции выставки

30 ноября, 19:00
Встреча в экспозиции выставки

6 декабря, 14:00
Встреча в экспозиции выставки

13 декабря, 14:00
Встреча в экспозиции выставки

14 декабря, 19:00
Встреча с куратором в экспозиции выставки

20 декабря, 14:00
Встреча в экспозиции выставки

21 декабря, 19:00
Встреча в экспозиции выставки с куратором и дизайнером

18 января, 19:00
Встреча в экспозиции выставки

Экскурсии по выставке

4, 11, 25 ноября;
9 и 16 декабря;
6, 13 и 20 января.

Экскурсии ведет Дарья Жарова. Начало в 13:00. Сбор группы в зале №16 перед входом на выставку.

Расписание сборных экскурсий:
23 и 30 ноября, 5, 6, 12, 13, 19 и 20 декабря в 18:00.

Купить билет

Детские мероприятия

В рамках выставки пройдут детские образовательные мероприятия «Жанры живописи».

Расписание мероприятий:
1, 8, 15, 22 и 29 ноября.

Начало в 17:00. Место проведения: Главное здание, экспозиция выставки.

При исключительной поддержке

Генеральный спонсор выставки

Спонсор выставки

Благодарим за помощь

Радиопартнер

Информационные партнеры

Профессиональный информационный партнер

24.10.2017

Кураторская лекция о выставке «Хаим Сутин. Ретроспектива»

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

26.10.2017

Голландская живопись в творчестве Хаима Сутина

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

31.10.2017

Абстрактный экспрессионизм - американское или международное художественное направление?

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

02.11.2017

Встреча в экспозиции выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

09.11.2017

Встреча с куратором в экспозиции выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

16.11.2017

Встреча в экспозиции выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

21.11.2017

Сутин и французская живописная традиция

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

25.11.2017

История коллекционирования произведений Хаима Сутина

Начало в 16:00.

Вход по билетам.

29.11.2017

Сутин после полудня

30.11.2017

Встреча в экспозиции выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

06.12.2017

Сутин после полудня

13.12.2017

Сутин после полудня

14.12.2017

Встреча с куратором в экспозиции выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

Начало в 19:00.

Вход по билетам.

20.12.2017

Сутин после полудня

21.12.2017

Драматургия выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

18.01.2018

Встреча в экспозиции выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru