Александр Тышлер. Игра и лицедейство

Вход на выставку по билету в Отдел личных коллекций.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Александр Тышлер. Игра и лицедейство». На выставке представлено около 150 произведений Александра Тышлера – живопись, графика, эскизы костюмов и декораций – из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Экспозиция дополнена работами из частных коллекций. Выставка приурочена к изданию каталога произведений художника, находящихся в собрании музея. Данное издание – значительный этап в изучении творчества замечательного мастера, связавшего театральную сцену и поэзию вымысла.

Монографическая выставка работ Александра Тышлера – явление чрезвычайно редкое: последняя прошла в Москве в 1998 году, почти 20 лет назад. Связь театральной сцены с поэзией вымысла – вот основной мотив нынешнего масштабного показа произведений художника. Экспозиция разделена на пять частей, посвященных темам, которые волновали мастера на протяжении его долгой и плодотворной жизни: «Человек на Земле», «Расстрельные темы», «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме», «Театр» и «Капричос».

Одна из важнейших страниц в творчестве Тышлера – работы для театра. Художник оформил более 80 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Минска. Искусствовед и критик Яков Тугендхольд назвал особенностью искусства Тышлера «склонность к игре и лицедейству». Эта склонность и определила универсальный характер творческого метода мастера: он был применим и в станковых формах изобразительного искусства, и в театральной сценографии. Произведения, представленные в разделе «Театр», отличаются стилевым и цветовым единством, начиная с общего оформления декораций и заканчивая проработкой деталей костюма.

В разделе «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме» представлена самая ранняя работа Тышлера из собрания ОЛК – рисунок «Ванда». Этот особый, мерцающий женский образ будет сопровождать художника на протяжении всего творчества: за причудливостью форм угадывается скрытая страстность. Так рождается и образ девушки с корабликом на голове («Океанида»), соотносящийся и с античными морскими божествами, и с «бегущей по волнам» Александра Грина.

Раздел «Человек на Земле» объединяет работы, воплотившие особое мироощущение художника: семья – это часть Вселенной, может быть, даже столп, вокруг которого вращается мироздание. Наряду с этой идеей в творчестве Тышлера в 1930-е появляется тема особого, пустого пространства. В работе 1932 года «Материнство» отчетливо звучит тема «заброшенности» человеческого существа в пространство если не враждебное, то равнодушное. В этот период в живописи мастера сквозит глубокое сомнение в торжестве человеческого духа.

Самый драматичный раздел экспозиции – «Расстрельные темы». Образы насильственной смерти возникают в графике Тышлера в 1920-е. Трагическая участь родных, события Гражданской войны, пережитые художником, вызвали появление серий «Расстрел», «Погром», «Махновщина». В этих произведениях мастер создает образы человеческой необузданной и бессмысленной жестокости. Впервые в экспозиции представлен плакат «Антисемитизм-сознательная контр-революция», в котором драматизм образов достиг пика: показан мир, расколотый на две части – жертв и палачей. К теме непосредственного столкновения зла и добра, где первое вооружено, а второе – беззащитно, художник возвращается спустя несколько десятилетий, в 1960-е, в живописном цикле «Фашизм» и в сериях литографий 1964 года «Расстрел голубя» и «Казненный ангел».

Тема «Капричос» в творчестве Тышлера появляется под впечатлением от народных театров, балаганов, народных праздников и представлений. Открывает раздел лист под названием «Радиооктябрины» (1925). Значительная по размерам, филигранно выполненная пером и тушью композиция представляет народное гуляние по случаю дня рождения радио. Эту тему поддерживают серии «Жонглеры», «Девушки-кентавры», «Клоуны» – образы, которые живут в творчестве художника десятилетиями.

Куратор выставки – ведущий научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Чудецкая.

Генеральный партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина

Информационные партнеры

Радиопартнер

Профессиональный информационный партнер

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru