Архив концертов

Stella Maris — музыка моря

Программа концерта 22 февраля посвящена морской теме в английской культуре – слушателей ждут сочинения Г.Ф. Генделя, Г. Пёрселла, народные английские песни и танцы и два сочинения Ираиды Юсуповой на английские тексты, посвященные морской тематике. В концерте принимают участие солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера», заслуженная артистка России и народная артистка Абхазии Алиса Гицба и ансамбль “La Stravaganza” составе: Светлана Шевелева (блок-флейты), Ася Гречищева (лютня, теорба), Игорь Степанич (фортепиано).

Державный успех Англии традиционно связывают с ее могуществом на море. Как писал в конце XVII века английский политик Эндрю Флетчер: «Море это единственная империя, которая естественным образом может нам принадлежать». Отцом-основателем английского военно-морского флота считается Генрих VIII Тюдор, а в век Елизаветы I Англия впервые стала направлять к морю и Новому Свету всю свою энергию – это и стало первым симптомом возникновения Великой Британии. Сама природа Великобритании способствовала становлению морской державы. Ее земли чрезвычайно богаты древесиной, что явилось неисчерпаемым источником для строительства кораблей и лодок. Даже самый далекий от береговой линии, окруженный со всех сторон сушей, житель графства Дербишира в центре Англии, никогда не находится от моря на расстоянии более чем 70 миль. Образы, связанные с морем, занимают особое место в английской культуре – морские традиции и обычаи нашли свое отражение в пословицах, поговорках, а также морском песенном, танцевальном и стихотворном фольклоре: “Every Nice Girl loves a Sailor” пели в Англии в старину (строчка из известной песенки «Каждая хорошенькая девчонка влюблена в моряка»).

В разных сочинениях, вошедших в программу концерта, море выступает источником радости и опасности, оно становится метафорой жизни и естественной прозой матросских будней, его суровая стихия предстает в грубоватых корабельных песнях и танцах, в пронзительных молитвах жен моряков и рыбаков, ушедших в далекое море.

Ария “Son come Navicella” («Кораблик в бурном море») из кантаты Г.Ф. Генделя “Lungi dal mio del Nume” повествует о бессилии одинокого человека перед невзгодами жизни. Многие арии так называемых «итальянских» кантат Генделя – подлинные шедевры ювелирно отточенной вокальной техники, которые и сегодня остаются камнем преткновения даже для опытных исполнителей. Как это часто бывает в кантатах Генделя, басовая и вокальная линии здесь не дублируют друг друга, но развиваются параллельно, и линия баса иллюстрирует волнующееся море, в котором герой подобен хрупкому челноку в бушующей стихии.

Совсем другой образ моря предстает в начале третьего действия оперы «Дидона и Эней» Генри Пёрселла. «Танец моряков» – чисто английская по колориту и музыкальному материалу сцена. На берегу моря перед отплытием кораблей Энея веселятся матросы. Их пляска тяжеловата и полна живой силы – благодаря лихому ритму-топоту несомненно фольклорного происхождения в этом танце отражается подлинно народное веселье. Считается, что перу Пёрселла принадлежит и знаменитый военный марш англичан – “Lillibullero” («Лиллибуллеро»). Автор слов к маршу – лорд Томас Уортон, который говорил, что «при помощи песни выгнал Якова сразу из трех королевств». Речь шла о событиях времен Реставрации - короля Якова изгнали за то, что он хотел вернуть католицизм, поправ таким образом ранее достигнутые религиозные завоевания. Этот марш – неотъемлемая часть английской истории, и неслучайно в одном из «бестселлеров» XIX века – романе «Остров сокровищ» - его мелодия звучит фоном к сцене из жизни морских пиратов: «Шестеро негодяев угрюмо сидели под парусом на баке. Шлюпки стояли на берегу возле устья какой-то речонки, и в каждой сидел матрос. Один из них насвистывал “Лиллибуллеро”».

Особенный колорит программе концерта предают народные английские песни и танцы на морскую тему. Многие из них относятся к знаменитым песням шанти – музыкальный фольклор английских моряков, помогавший им в тяжелой работе на корабле. Обычно эти песни запевались, когда матросы натягивали паруса через лебедку или выполняли  другие тяжелые задания капитана корабля  – пение придавало их усилиям ритм и энергию, помогало поддерживать тонус и действовать синхронно. Одна из самых знаменитых песен шанти – лихая “Drunken Sailor” («Что нам делать с пьяным матросом?»). Первая версия этой песни, написанной на ирландскую народную мелодию, была найдена в 1839 году, на китобойном судне, плывущем из Нью-Лондона (портовый город на северо-восточном побережье США).

Завершат программу концерта два сочинения российского композитора Ираиды Юсуповой на английские тексты. «Два маленьких канона на слова английских поэтов» (1994) для голоса, блок-флейты и фортепиано написаны на стихи Перси Биши Шелли («Скажи мне, о звезда») и Артура Саймонса («Вдова рыбака»). Обманчивое спокойное море, предстающее в изысканном тембровом колорите этого сочинения – хранитель тайны, неисчерпаемой красоты, вечной тоски и вечной надежды.

Сочинение “Stella Maris” (молитва моряков) для голоса и ансамбля (2017) написано на английский текст молитвы моряков. “Stella Maris” в переводе c латыни – «Морская Звезда или «Звезда морей» (в католической традиции олицетворение Девы Марии). Считается, что Пресвятая Богородица – особая заступница, путеводительница и защитница моряков, именно к ней обращаются те, кто в отчаянье блуждает по бушующему морю жизни. 22 февраля на Большой Бронной состоится первое исполнение этого сочинения. 

Алиса Гицба (сопрано) родилась в Сухуми. В 1989 году окончила вокальное отделение Сухумского музыкального училища, а в 1994 году Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «сольное академическое пение» (класс профессора Н.Н. Шильниковой). Еще будучи студенткой Академии, в 1993 году завоевала диплом на Международном конкурсе вокалистов в городе Пермь, и в том же году была приглашена в труппу недавно образованного Московского музыкального театра «Геликон-опера». В настоящее время в обширном репертуаре актрисы около 30, в основном ведущих лирико-драматических партий. Среди них – Татьяна и Лиза («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Недда» («Паяцы» Р. Леонкавалло), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Антония («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Розалинда («Летучая мышь» И. Штрауса), Мать Мария («Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка), Эмилия Марти («Средство Макропулоса» Л. Яначека). Особое место в репертуаре певицы занимают центральные партии в операх Дж. Верди. Свой богатый творческий потенциал А. Гицба широко и успешно использует и во внетеатральной сфере. В 1996 году она стала дипломантом Международного конкурса вокалистов им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге; украшала своим искусством множество престижных музыкальных фестивалей («Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, фестиваль “Sacre Art” в Локкуме (Германия), Русские музыкальные сцены в Ницце (Франция), фестивали «Хибла Герзмава приглашает» в Сухуми (Абхазия), современной музыки «Франкофония» и «Памяти Эдисона Денисова» – в Москве. В концертном репертуаре певицы – музыка разнообразных художественных стилей: от эпохи барокко до авангарда новейшего времени.

Ансамбль “La Stravaganza” (в переводе с итальянского – «Причуда») включает в свой репертуар как произведения великих композиторов эпохи барокко И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Г.Ф Телеманна, А. Корелли, Г. Пёрселла, так и менее известных авторов (П. Поссенти, Ф. Корради, П. Ламбера и других). Участники ансамбля выступают в лучших залах Москвы, выезжают на гастроли, их записи неоднократно звучали на Радио и ТВ. Музыканты участвовали в постановках старинных опер, осуществленных Коллегией Старинной Музыки Московской Консерватории, членом которой является ансамбль. Таких, например, как «Агриппина» Генделя (1995, первое исполнение в России), «Дидона и Эней» Пёрселла, «Китаянки» Глюка (1998, первая постановка в России) и других. Некоторые из этих спектаклей были представлены на таких известных фестивалях как «Шереметьевский Фестиваль» в Останкино (1997), Фестиваль аутентичного музыкально-театрального искусства «Московское Действо» (1998, 2000 и 2003), фестиваль «Дни старинной музыки в Москве» (1984) и других.

Начало в 19:00.

Цена билета – 500 рублей.

Справки по телефонам: 8–(495) 695–83–46, 8–(495) 697–47–05, 8–(495) 697–72–05

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Большая Бронная 2/6, кв. 58, 16 этаж

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.