Биография Уильяма Генри Фокса Тальбота

Хроника жизни Уильяма Генри Фокса Тальбота

1800. Уильям Генри Фокс Тальбот родился 11 февраля в поместье Мелбури (графство Дорсет, Англия), был единственным ребенком офицера Уильяма Дэвенпорта Тальбота (1764–1800) из Аббатства Лакок и Элизабет Терезы (1773–1846), старшей дочери Генри Томаса Фокса-Странгуэйса, второго графа Илчестера (1747–1802). Когда Генри Тальботу было пять месяцев, умер его отец. Имение осталось в плачевном состоянии, что заставило  мать с сыном переезжать из одного фамильного дома, в другой.

1804. Мать Генри Тальбота, леди Элизабет, вышла замуж за капитана (позднее ставшего контр-адмиралом) Чарльза Филдинга (1780–1837), который смог заменить мальчику отца. Сводные сестры Генри Тальбота, Каролина Августа Филдинг (1808–1881; в замужестве леди Маунт Эджкомб) и Генриетта Горация Мария Филдинг (1810–1851; в замужестве Гэйсфорд), оказали на него большое влияние, в частности привили любовь к искусству. Обширные связи семьи позволили Тальботу получить доступ в круги научной и политической элиты. Когда Каролина Филдинг стала фрейлиной королевы, упрочились связи семьи с королевским двором. Несмотря на то, что современники и некоторые историки упоминают его как Фокса Тальбота, сам он  не любил так подписываться и почти всегда предпочитал писать Генри Ф. Тальбот или Г.Ф. Тальбот.

Леди Элизабет удалось восстановить семейное имение Аббатство Лакок еще до того, как Генри достиг совершеннолетия. Он прекрасно учился и обладал жаждой знаний, но был очень застенчив и необщителен по характеру. Способности матери к изучению иностранных языков в дальнейшем повлияли на его приверженность филологической и переводческой деятельности. Ее любовь к заграничным путешествиям разнообразила образование сына и расширила круг его знакомств, а глубокий интерес к изучению ботаники и садоводства вдохновил его на занятия в этой области, которой он увлекался всю жизнь. 

1811. Был принят в школу Хэрроу (Лондон).

1817. Поступил в Тринити-колледж (Кембридж).

1820. Был удостоен приза Порсона за поэтическое сочинение на греческом языке.

1821. Стал двенадцатым лауреатом по математике и выиграл вторую Медаль Канцлера по классической филологии, еще до получения степени бакалавра.

1825. Получил степень магистра.

1824. Познакомился в Мюнхене с английским математиком, химиком и изобретателем Джоном Гершелем (1792–1871). К этому времени Тальбот уже опубликовал шесть научных статей по математике. Это знакомство стало началом долгой дружбы и научного сотрудничества, важного для дальнейших успехов Тальбота, и, возможно, повлияло на обращение Тальбота к исследованиям световых и оптических явлений.

1826. Гершель познакомил Тальбота с шотландским натурфилософом Дэвидом Брюстером (1781–1868). Исследования оптических явлений, которые поводили Тальбот и Брюстер имели много общего. Брюстер стал публиковать научные статьи Тальбота в своём журнале. На протяжении всей жизни ученых связывала тесная дружба.

1831. Стал членом Лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе.

1832. 20 декабря женился на Констанс Манди (1811–1880). Был избран в парламент от округа Чиппенхэм.

Концепция фотографии

1833. В октябре в Италии на берегу озера Комо Тальбот сделал интеллектуальный прорыв. Наслаждаясь пейзажем, он почувствовал глубокое разочарование из-за того, что не смог его зарисовать. Как Тальбот утверждал в предисловии к альбому «Карандаш природы» в 1844 году, камера-люцида (инструмент для создания рисунков, не связанный с фотографией) не смогла помочь в этом: «когда я отвел глаз от призмы, в которой все выглядело прекрасным, я обнаружил, что предательский карандаш оставляет на бумаге лишь следы, приводящие  в уныние». Так появилась идея фотографии. Но в путешествии у Тальбота не было приспособлений для экспериментов, а вернувшись в Англию, он приступил к своим парламентским обязанностям.

1834. Весной в Аббатстве Лакок Тальбот приступил к осуществлению своей мечты. Поочередно омывая обычную писчую бумагу растворами поваренной соли и нитрата серебра, он пропитывал волокна бумаги светочувствительным хлоридом серебра. Бумага, помещенная на солнце под непрозрачный предмет, такой как лист растения, темнела в тех местах, где она не была защищена от света, создавая фотографический силуэт. Тальбот называл получившиеся негативы (термин, введенный позже Джоном Гершелем) «искусством наложения теней», «рисунками теней». Он продолжил свои исследования осенью в Женеве. Не имея возможности на данном этапе использовать специально подготовленную бумагу в камере-обскуре, ученый попросил своего друга художника процарапать пейзаж на светонепроницаемом покрытом лаком стекле. Используя это стекло в качестве негатива, он сделал многочисленные копии на фотографической бумаге. Это дало начало технике, позже ставшей известной как клише-верр. Именно в Женеве Тальбот впервые заметил, что снимки становятся устойчивыми к дальнейшему воздействию света, если их омыть иодидом калия. Впоследствии этот процесс был назван фиксированием (вновь термин Гершеля). Другой способ фиксирования, возможно открытый Тальботом даже до поездки в Женеву, был основан на его наблюдениях за неравномерным потемнением фотобумаги в центре и по краям листа. Обнаружив, что это зависит от разных пропорций соли и серебра, он заключил, что сильный раствор поваренной соли защищает изображения от дальнейшего воздействия света.

1835. Летом Тальбот начал работать над увеличением светочувствительности эмульсии, чтобы сделать негативы удобными для использования. Он обнаружил, что негативы можно отпечатать на светочувствительной бумаге, при этом цвета изменятся обратно на обычные. Это открытие позволило создавать множество отпечатков с одного негатива. Несмотря на то, что фотокамеры Тальбота представляли собой простые маленькие деревянные ящики (его супруга Констанс называла их в шутку «мышеловками»), которые расставлялись по всему Аббатству Лакок для получения длинных экспозиций, основная идея негативно-позитивной фотографии была разработана ученым в течение двух лет после разочарования на озере Комо. Достигнув немалого успеха к концу 1835 года, Тальбот решил и дальше работать над улучшением фотопроцесса перед тем, как публиковать результаты своих исследований. Только члены его семьи знали об открытии. В течение последующих трех лет Тальбот занимался другими оптическими исследованиями и математическими задачами.

Подал в отставку с поста члена парламента, но продолжил участвовать в политической жизни страны.

1836. В знак признания его заслуг в области изучения кристаллов, Тальбот был приглашен прочитать в Королевском обществе Бейкеровскую лекцию и получил Бейкеровскую медаль.

1838. Убедил Лондонское Линнеевское общество подать в петицию в палату общин, чтобы предотвратить закрытие «королевского огорода» – Королевских ботанических садов Кью. Хотя Тальбот действовал с помощью других людей, именно благодаря его инициативе и глубоким личным убеждениям, Королевские ботанические сады Кью получили статус национальной коллекции.

Получил медаль Королевского общества за научный труд по математике. К этому времени опубликовал две книги и около тридцати научных статей.

Соперничество с Дагером

1838. В ноябре вернулся к фотографическим экспериментам и начал заниматься оформлением документов для представления Королевскому Обществу.

1839. В январе из Парижа пришла шокировавшая Тальбота новость: француз Луи Жак Манде Дагер смог зафиксировать изображения камеры-обскуры. Не располагая всеми деталями, Тальбот столкнулся с угрозой лишиться своего открытия в том случае, если бы метод Дагера был идентичен его собственному. При тусклом зимнем английском солнце Тальбот не смог бы продемонстрировать свой процесс, который требовал яркого солнечного света, но 25 января 1839 года физик Майкл Фарадей (1791–1867) продемонстрировал в Королевском институте несколько созданных ранее фотоотпечатков. 31 января Тальбот выступил перед членами Королевского общества с докладом «Некоторые выводы об искусстве фотогенического рисунка, или О процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника». В этой поспешно написанной, но объемной статье Тальбот дал новое название своему процессу – калотипия – и сформулировал основную идею своего изобретения. Три недели спустя он детально продемонстрировал процесс перед Королевским обществом. Процесс Дагера, подробности которого были раскрыты спустя семь месяцев, оказался абсолютно отличным от тальботовского, однако урон уже был нанесен. Активная поддержка французского правительства и впечатляющие результаты позволили Дагеру занять ведущую позицию. 1839 год оказался для Тальбота мрачным не только в плане погоды. Королевское общество не оказывало существенной поддержки и отказалось опубликовать его работу по фотографии в научном журнале «Философские труды Королевского общества».

Зафиксированное изображение: калотип

1840. К счастью для Тальбота в 1840 году солнце светило особенно ярко. Воодушевленный экспериментами Гершеля, при поддержке Брюстера, Тальбот сделал много прекрасных фотографий. Сам фотопроцесс изменил его видение, дав возможность превращать разнообразные сцены из реальной жизни в монохромные отпечатки на бумаге. Тальбот был первым художником, научившимся фотографии, и он же стал ее первым мастером.

Тальбот внес несколько усовершенствований в процесс благодаря своим наблюдениям. Фотогенические рисунки создавались с помощью прямого действия света. Когда негатив вынимался из камеры, изображение было полностью видимым, но для его получения необходимо было большое количество солнечной энергии, а значит и очень долгая экспозиция. В сентябре 1840 года Тальбот обнаружил, что при очень короткой экспозиции на серебряной бумаге остается невидимый след. Применив химический проявитель, он смог сделать видимым это скрытое изображение на полноразмерном негативе. Время экспозиции, ранее измерявшееся минутами или даже часами, теперь уменьшилось до секунд.

1841. Публично анонсировал новый процесс и назвал его «калотипический фотогенический рисунок». Вскоре процесс стал известен как калотипия (от греч. kalos – красивый), или, как его называли друзья изобретателя, «тальботипия». Мать и его друг Брюстер убедили Тальбота запатентовать свой процесс: это был шаг, который в дальнейшем станет причиной многих проблем.

1844. В июне вышел в свет созданный Тальботом альбом «Карандаш природы». Автор проиллюстрировал его оригинальными фотоотпечатками и оформил так, чтобы продемонстрировать возможности фотографической публикации.

1845. Издан второй альбом Тальбота «Солнечные картинки Шотландии», который можно было приобрести только по подписке. В альбоме были помещены 23 оригинальные фотографии.

1846. В журнале Art-Union должны были быть опубликованы 6000 оригинальных фотографий. Однако при массовой печати на первый план вышли проблемы нестабильности отпечатков. Каждый покрытый вручную реактивами лист бумаги экспонировался при переменчивом свете, а затем фиксировался и промывался зачастую неподходящими или загрязненными растворами. Из-за большого количество факторов, влияющих на качество отпечатка, обеспечить стабильность фотографий на основе солей серебра оказалось невозможным. Многие отпечатки быстро начали выцветать.

1846. Смерть матери. Тальбот потерял близкого друга и вдохновителя многих его смелых проектов.

Альбом «Карандаш природы» опередил свое время, снискал похвалу критиков, но прекратил издаваться после публикации шести выпусков с двадцатью четырьмя отпечатками, вместо задуманных пятидесяти снимков. Возникли и другие сложности. Тальбот имел несколько патентов: четыре были связаны с тяговыми машинами, два– с металлургией, шесть – с разными аспектами фотографии. Патенты не приносили дохода, а те, что были связаны с фотографией, стали дополнительно источником проблем. Мотивом для Тальбота получить патент стало напряженное соперничество в 1839 году с Дагером. В отличие от прославившегося Дагера, которого активно поддерживало французское государство, Тальбота английское правительство фактически игнорировало. Он самостоятельно опубликовал информацию о фотогенических рисунках, но они так и не получили особой известности. Несмотря на то, что условия патента, которые Тальбот установил, были вполне приемлемыми, патент без сомнения ограничивал распространение бумажных отпечатков в 1840-х годах – в период, когда недовольство системой патентов в целом был широко распространено.

1851. Фотограф-любитель Скотт Арчер (1813–1857) изобрел мокроколлодионный процесс, позволявший создавать стеклянные негативы, омывая скрытое изображение химическим проявителем. Тальбот считал, что этот процесс основывается на его изобретении и что Арчер нарушил его патент на калотипию. В то время многие любители, увлекавшиеся фотографией (будущие члены Лондонского фотографического общества), считали патент Тальбота препятствием, мешающим развитию фотографии. Тальбот подвергся нападкам в прессе.

1852. Смирившись с тем, что изображения, созданные с использованием солей серебра, никогда не смогут стать устойчивыми к выцветанию, Тальбот начал искать метод создания фотографических изображений с помощью проверенных временем типографских методов.

Он запатентовал процесс «фотографической гравюры», позволявший создавать печатную форму для глубокой печати. Работать с формой можно было обычным типографским способом, получающееся фотографическое изображение было выполнено стойкой краской.

1853. Права Тальбота были оспорены Мартином Ларошем (профессиональный псевдоним дагеротиписта Уильяма Генри Сильвестра, 1814–1886). В ноябре 1853 года Ларош поместил в «The Times» рекламу портретов, созданных с помощью нового коллодионного процесса. В декабре 1853 года Тальбот начал судебное разбирательство относительно законности действий Лароша. В результате сложной тяжбы, длившейся год, суд признал Тальбота изобретателем процесса калотипии, но нарушение Ларошем его прав владельца патента не подтвердил. Судебное решение стало сильным ударом для Тальбота, что сказалось на его здоровье: обострилось хроническое заболевание, появившееся еще в конце 1840-х годов. Оставив дальнейшие эксперименты, он перестал делать фотографии.

1854–1855. Отказался от патента на калотипию. Неприятное судебное разбирательство запятнало его репутацию настолько, что предвзятое отношение к нему сохранилось надолго в литературе, посвященной истории фотографии.

Стабильное изображение: фотографическая гравюра

1858. Усовершенствовал процесс «фотоглифической гравюры» и получил второй патент на «фотоглифию». Этот процесс стал основой того, что сейчас называется фотогравюра. Несмотря на то, что в свое время процесс не получил коммерческого успеха, Тальбот был на верном пути. В XX веке больше фотографий было напечатано с помощью типографских чернил, чем серебра. Тальбот продолжил совершенствовать «фотоглифию» до конца своей жизни, проводя больше времени за фотомеханической печатью, чем некогда за занятиями фотографией. 

1862. Получил призовую медаль за фотоглифическую гравюру на Всемирной выставке в Лондоне.

В конце жизни занялся изучением ассирийской клинописи, сделал и опубликовал много важных переводов.

1877 17 сентября умер в своем кабинете в Аббатстве Лакок от продолжительной болезни сердца. Похоронен в Лакоке.

Имя Тальбота увековечено в истории науки: в математике («кривая Тальбота»), физике («закон Тальбота»), ботанике (два вида растений названы в его честь), астрономии (один из кратеров луны носит его имя) и, разумеется, в таком виде искусства как фотография.

В течение жизни Тальбот опубликовал семь книг и около шестидесяти научных статей. Он оставил большой архив фотографий, переписку, рукописи и исследовательские записи, которые унаследовал вместе с поместьем его сын Чарльз Генри Тальбот (1842–1916). Позднее Аббатство Лакок перешло к племяннице Чарльза Тальбота, внучке Генри Тальбота, Матильде Гилкрист-Кларк (1871–1958). Она взяла фамилию Тальбот и активно занималась делами поместья. В 1934 году Матильба Тальбот организовала выставку работ своего деда в залах Аббатства Лакок. В 1934–1947 годах наследие Уильяма Генри Фокса Тальбота было передано в Музей науки в Лондоне. В 1983–1989 годах собрание перевезли в Брэдфорд в Национальный музей фотографии, кино и телевидения, который в настоящее время называется Национальный музей науки и медиа.

Источник: сайт каталога-резоне работ Уильяма Генри Фокса Тальбота

http://foxtalbot.bodleian.ox.ac.uk/talbot/biography/

Перевод Татьяны Натахиной, сотрудника отдела искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.