Архив событий научной жизни

XLIX Международная конференция Випперовские чтения «Классика и современность. Отражения»

С 26 по 28 февраля 2018 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет ежегодная международная конференция «Випперовские чтения», тема которой – «Классика и современность. Отражения». Конференция, впервые проведенная 50 лет назад, в 1968 году, будет посвящена развитию теоретической и практической базы нового направления деятельности музея – «Пушкинский XXI». В конференции примут участие ведущие специалисты со всего мира: директора музеев, кураторы, художники, профессора из России, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, США, Швейцарии. Среди приглашенных спикеров – Каспер Кёниг, Мэтью Гейл, Питер Осборн и многие другие.

Собрание музея начало формироваться более 100 лет назад, тогда оно представляло собой коллекцию слепков. В дальнейшем собрание увеличивалось за счет подлинных произведений искусства. Сегодня пришло время создавать коллекцию произведений современного искусства и рассказывать его историю, не забывая при этом о прошлом. Именно такой подход лег в основу нового направления – «Пушкинский XXI».

Исследование эволюции образов, поиск общности идей классического и современного искусства, с которыми связано развитие изобразительного искусства, станут основными темами конференции. Дискуссии и круглые столы будут посвящены различным концепциям развития художественных музеев в мире, выстраиванию связей между прошлым и настоящим в выставочных и образовательных проектах.

Центральным событием конференции станет презентация первой в России коллекции медиаискусства, созданной при поддержке Mail.Ru Group. Новая уникальная коллекция современного искусства, формируемая в рамках направления «Пушкинский XXI» станет первой в своем роде. В нее войдут работы классиков и художников последнего поколения в области медиаарта и перформативного искусства. Среди первых работ коллекции - проекты Йонаса Мекаса (США), Гари Хилла (США), Марианны Хеске (Норвегия) и трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).

Работы арт-группы «Провмыза» из коллекции ГМИИ можно будет увидеть на выставке в 31 зале Главного здания с 26 февраля. Выставка откроется премьерой перформанса художников «Post-mortem chronography», который будет создан специально для пространства музея. Перформанс отсылает к классическим темам боли и сострадания через преломленные современной медийной культурой общечеловеческие эмоции. Объединение эпох и выстраивание непростых связей заключается в том, чтобы ввести посетителя в тему искусства через сверх-эмоцию. Пространство музея превращается в тотальное перформативное пространство, где среди скульптур и картин разворачивается эпическая драма детского осознания себя как «чувствующей» субстанции в сегодняшнем мире.

Программа конференции состоит из пяти тематических сессий, дополненных серией специальных мероприятий для широкой аудитории.

Регистрация на первый день конференции (26 февраля): https://artsmuseum.timepad.ru/event/664924/ Внимание: регистрация будет закрыта в четверг, 22 февраля.

Регистрация на второй день конференции (27 февраля): https://artsmuseum.timepad.ru/event/664927/

Регистрация на третий день конференции (28 февраля): https://artsmuseum.timepad.ru/event/664933/

Подробное расписание конференции – в приложении.

Внимание: для прохода на мероприятия в Главном здании 27 и 28 февраля необходимо приобрести входной билет в музей.

26 февраля

10:00–12:30. Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, зал 30
Сессия «Випперовские чтения. Проблематика»
Модератор: Ирина Баканова

Обсуждение теоретической базы нового направления «Пушкинский XXI».

Выступают: Питер Осборн (Великобритания), директор Центра исследований в области современной европейской философии (CRMEP) Кингстонского университета (Лондон); Красимира Лукичева (Россия), заместитель директора по научной работе НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ; Илья Доронченков (Россия), профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге; Александра Данилова (Россия), куратор, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.

14:00–17:00. Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, зал 30
Сессия «Конструкты истории искусства и современный художественный процесс»
Модератор: Илья Доронченков

В разные эпохи переходу от одних тем и образов к другим в большей степени способствовало изменение эстетического мировоззрения, нежели смена инструментария художников. Сегодня новые медиа и развитие технологий предопределяют базовые принципы и культурные коды, позволяя говорить о трансгуманизме и постгуманизме. Каким образом новое мировоззрение сегодня влияет на развитие искусства? Как эти новейшие концепции вписываются в историю эстетических теорий?

Выступают: Наталия Сиповская (Россия), директор ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» МК РФ; Брук Холмс (США), профессор Принстонского университета; Кэти Чухров (Россия), доцент кафедры всеобщей истории искусства РГГУ; Иван Тучков (Россия), декан исторического факультета МГУ; Артуро Галансино (Италия), директор Фонда Палаццо Строцци; Дмитрий Гутов (Россия), художник.

27 февраля

09:30–12:30. ЦЭВ «Мусейон»
Сессия «Обретение нового языка и телесный опыт восприятия»
Модератор: Олеся Туркина

Каким образом осуществляется сегодня переход от скульптуры, от оптического и телесного опыта переживания к динамическому, пластическому искусству внутри музея? Как в перформативном искусстве находят отражение темы и сюжеты, актуальные для Средневековья, Ренессанса, барокко и других эпох? Сессия конференции будет посвящена перформативным опытам и вторжениям в музей, а также проблемам и темам, которые современные телесные практики обнаруживают в настоящем и наследуют из истории.

Выступают: Ирина Антропова (Россия), историк-архивист, участник Открытой лаборатории ГМИИ им. А.С. Пушкина; Данила Булатов (Россия), научный сотрудник и куратор ГМИИ им. А.С. Пушкина; Александра Старусева-Першеева (Россия), преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, Северин Фроманже (Швейцария), куратор музея Тенгли (Базель); Кирстин Роэпсторф (Дания), художник, представляла Павильон Дании на 57-ой Венецианской биеннале; Марианна Хеске (Норвегия), художник.

14:00–19:00. Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, Итальянский дворик
Сессия «Угрозы и вызовы современности в музее. Новые классики и новые коллекции»
Модератор: Ольга Шишко
Ведущий дискуссии: Милена Орлова

Классическое искусство и коллекции музеев становятся основой для развития и создания нового художественного языка, моделирования диалога об эволюции образов и мотивов. В фокусе внимания сессии стратегии и кураторские практики, которые позволяют соединить искусство XXI века или, наоборот, столкнуть его с искусством мастеров предшествующих эпох.

Выступают: Жан-Юбер Мартен (Франция), один из основателей Центра Помпиду в Париже, в прошлом директор Кунстхалле в Берне и др.; Марина Лошак (Россия), директор ГМИИ им. А.С. Пушкина; Энн Дейместер (Нидерланды), директор Музея Франса Хальса (Харлем); Каспер Кёниг (Германия), куратор фестиваля «Скульптурные проекты» в Мюнстере (2017), куратор европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10» (2014); Мэтью Гейл (Великобритания), куратор и глава отдела выставок галереи Tate Modern; Бартоломео Пьетромарки (Италия), директор Национального музея искусств XXI века / MAXXI; Дмитрий Озерков (Россия), заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа; Фаина Балаховская (Россия), первый советник директора ГТГ; Анна Гор (Россия), директор Приволжского филиала ГЦСИ «Арсенал».

Внимание: для прохода на мероприятие необходимо приобрести входной билет в музей.

28 февраля

14:00–17:30. ЦЭВ «Мусейон»
Сессия «"Внутреннее зрение" versus ретинальное»
Модератор: Юлия Грачикова

Искусство сегодня стремится выйти за пределы не только картиной рамы, но даже экранного пространства. Эволюция видения является одним из основных обуславливающих и обусловленных факторов развития искусства во все времена. Художники продолжают эксперименты с определением границ «внутреннего» и «внешнего», пытаясь изменить способы восприятия, исследовать «новое зрение». Погружение в образ начинается уже на периферии сетчатки глаза зрителя («ретинальное зрение») и переходит к «внутреннему зрению», где средствами восприятия наравне со зрением становятся тактильные ощущения и слух.

Выступают: Екатерина Иноземцева (Россия), старший куратор Музея современного искусства «Гараж»; Константин Бохоров (Россия), исследователь художественного перформанса и новых медиа; Ольга Буткова (Россия), сотрудник отдела экскурсионной и лекционной работы ГМИИ им. А.С. Пушкина; Ирина Сироткина (Россия), ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН; Алина Стрельцова (Россия), заместитель главного редактора журнала «Искусство».

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

26 февраля

17:15–18:30. Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Презентация «Создавая диалоги в искусстве. Десять лет кураторских проектов Палаццо Фортуни»

Даниела Ферретти (Италия), куратор, директор Палаццо Фортуни
Аксель Вервордт (Бельгия), куратор, коллекционер, основатель проекта Kanaal

Палаццо Фортуни – здание бывшего ателье и дома дизайнера Мариано Фортуни. Здесь на протяжении последних десяти лет во время открытия Венецианской биеннале проходили вернисажи выставок под общим названием «Интуиция», организованных бельгийским галеристом, декоратором и дизайнером Акселем Вервордтом. Обратившись к концепции интуиции, в своих выставках Вервордт соединил классическое, модернистское и современное искусство, от неизвестных скульпторов III–II веков до н. э. до Пикассо, Сая Твомбли и Герхарда Рихтера, и выстроил связи между философией, наукой, музыкой, историей, творческим наследием и искусством. В рамках презентации Даниела Ферретти и Аксель Вервордт обратятся к истории Палаццо Фортуни и личности его бывшего владельца Мариано Фортуни и расскажут о проектах, организованных ими совместно этом здании.

Внимание: необходима предварительная регистрация.

27 февраля

14:00–19:00. Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, Итальянский дворик
Сессия «Угрозы и вызовы современности в музее. Новые классики и новые коллекции»
Модератор: Ольга Шишко
Ведущий дискуссии: Милена Орлова

Классическое искусство и коллекции музеев становятся основой для развития и создания нового художественного языка, моделирования диалога об эволюции образов и мотивов. В фокусе внимания сессии стратегии и кураторские практики, которые позволяют соединить искусство XXI века или, наоборот, столкнуть его с искусством мастеров предшествующих эпох.

Выступают: Жан-Юбер Мартен (Франция), один из основателей Центра Помпиду в Париже, в прошлом директор Кунстхалле в Берне и др.; Марина Лошак (Россия), директор ГМИИ им. А.С. Пушкина; Энн Дейместер (Нидерланды), директор Музея Франса Хальса (Харлем); Каспер Кёниг (Германия), куратор фестиваля «Скульптурные проекты» в Мюнстере (2017), куратор европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10» (2014); Мэтью Гейл (Великобритания), куратор и глава отдела выставок галереи Tate Modern; Бартоломео Пьетромарки (Италия), директор Национального музея искусств XXI века / MAXXI; Дмитрий Озерков (Россия), заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа; Фаина Балаховская (Россия), первый советник директора ГТГ; Анна Гор (Россия), директор Приволжского филиала ГЦСИ «Арсенал».

Внимание: необходима предварительная регистрация. Вход на событие по билету на экспозицию.

28 февраля

17:00–18:00. Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, Зал Микеланджело
Лекция-перформанс «Легенды, мифы и традиции в музее. Перформативный опыт погружения в историю»

Тори Вронес (Норвегия) – художник и певица, работает в области перформанса, совмещая скульптуру и голос. Используя звук, музыкальные инструменты, костюмы, декорации, архитектурные и скульптурные формы, она видоизменяет своей облик и создает новые ритуалы и сказочные сочетания. Хореография со звуком может быть хорошим способом описать ее работу, будь то соло или с несколькими исполнителями, такими как оперные певцы на велосипедах, музыканты в кресельной канатной дороге или поющие скалы.

В своей лекции Вронес обратится к этим произведениям, чтобы показать как она работает со звуком как скульптурой. Она покажет примеры из своего шоу Hot Pocket в Национальном музее Норвегии и примеры сайт-специфического паблик-арта. Она также расскажет о своем сотрудничестве с сообществом Red Comunitaria Trans в Боготе и работе с ивовыми флейтами, традиционным норвежским народным инструментом, а также коллаборации с хореографом Айордажи Адевале Яро в Лагосе, Нигерия.

Внимание: необходима предварительная регистрация. Вход на событие по билету на экспозицию.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.