Educational work

Ivan Tsvetaev, the founder of the Museum, wanted it to become a center for art education open to the general public, and he planned educational work from the very start. The selection of casts, notable for its unique completeness and sophisticated exposition, can be considered an encyclopedia of classical art.

From the Museum's very first years, its educational initiatives were democratic and addressed to the broadest audience. This was especially important after the revolution, when most of its visitors were workers, Red Army soldiers, and students of all ages.

The main methods of interaction between the Museum and its audience were established in the 1920s: public guided tours and itinerant lectures where imaging materials were used. Famous scientists and Museum experts gave lectures and guided tours, including Viktor Lazarev, Vsevolod Avdiev, Vladimir Blavatsky, and Anatoly Bakushinsky; “chief lecturers” Alexander Zhivago, Anna Zamyatina, Nina Loseva, and others. In the 1920s lectures and guided tours were mainly dedicated to history and culture; some of the topics were “Artifacts of Ancient Egypt,” “Types of athletes in Greek sculpture,” etc.

Since the 1930s, after the picture gallery was opened and many new original items were added to the collections, a method of art popularization was developed in the Museum, where art study played the leading role. Series of in-depth guided tours in the Museum halls were introduced. A guidance council was founded in the 1930s. Its members were renowned scholars: Viktor Lazarev, Vsevolod Avdiev, Vsevolod Pavlov, and Alexey Sidorov, who headed the scientific and educational work of the Museum. The first public lectures on architecture and works of the most famous masters of world and Soviet art were held during the same time period. Major Soviet architects took part in this initiative, including Ivan Zholtovsky, Alexey Shchusev, and Ivan Fomin, as well as famous art historians Mikhail Alpatov, Viktor Lazarev, Anatoly Bakushinsky, and others. Lectures continued throughout the war: during the autumn and winter of 1941-1942 19 lectures on world art history took place in the House of Scholars. Lectures were also presented in hospitals.

Between the mid-1950s and the 1960s, the system of art popularization by means of art itself was finally established. Many of its formats were invented in the Pushkin State Museum of Fine Arts. Cycles of guided tours — not only historical, but also theoretical — became popular. For example, the tour “Conversations about Painting” acquainted guests with the main aesthetic categories of art and various opportunities given by the artistic language.

A permanent public lecture hall, where lectures are still currently given, opened its doors in 1954. Museum scholars have given series of lectures in many cities and towns of Siberia, Central Asia, the Far East, Ukraine, and the Baltic countries, in partnership with the All-Union Community “Knowledge.” Many itinerant lectures were given in lecture halls of Moscow and the Moscow region, including schools, colleges, and cultural centers.

Since the foundation of the Museum lecture hall, dozens of lecture courses have been presented there, and hundreds of unique lectures on various topics related to the history of world art have been given. The lecturers are not only researchers of the Department of Popularization and other Museum departments, but also visiting experts, both Russian and foreign scholars.

Clubs for children of all age groups have been in existence in the Museum for more than 50 years. Educational work with children started in the 1920s and have become especially relevant in recent decades. A special department — the Mouseion Children's Educational Center — was established. It was opened in a separate building on January 17, 2006. It has comfortable, specially equipped rooms for clubs, as well as a classroom with computers and a library with books dedicated to art studies for students and teachers. Children can participate in painting, drawing, and ceramic workshops. Students can perform on an actual stage in a well-equipped hall, arrange musical concerts in a chamber salon, and relax in a cozy art café.

Mouseion often exhibits children's drawings and professional artists' works. It also invites visitors to drama performances and concerts of children's and professional ensembles, as well as provides opportunities to meet artists. The Center's oldest clubs are the fine arts studio for young children, clubs for art lovers and young art historians, and the “Family Groups” and “Conversations about Art” clubs for young children.

The provision of informational material (explications and labels) for the main exposition and temporary exhibitions plays an important role in the educational work of the Museum.

The Museum regularly issues catalogues of temporary exhibitions and guides to halls of the permanent exposition in all its publications, as well as special publications for children and teachers from the series “Helping Schools,” which are dedicated to specific halls and exposition sections.

SATELLITE WEBSITES
 Pictures
 List

Portal Homepage

www.arts-museum.ru

Japanese prints of the 18th-19th century

www.japaneseprints.ru

Patrons of the New Art

www.artmaecenas.ru

Gallery of 19th and 20th century European and American Art

www.newpaintart.ru

German Prints: Albrecht Dürer and his Teachers

www.germanprints.ru

Official online shop

www.artsmuseumshop.ru

Department of Private Collections

www.artprivatecollections.ru

Ivan Tsvetaev Educational Art Museum at Russian State University for the Humanities

Site under development

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Coins And Medals Department

www.coins-and-medals.ru

Sviatoslav Richter Memorial Apartment

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Museum Restoration and Conservation Department

www.museumconservation.ru

Italian Painting in 8th-20th centuries

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Museyon Center for Aesthetic Education

www.museyon.ru

Masterpieces of Ancient Art

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

18th-19th Century British Engraving

www.britishprints.ru

Restoration of Egyptian burial shroud. II-nd c. AD.

www.shroud.arts-museum.ru

Each satellite website contains this icon, which lets you go to any satellite from the museum's website system.

Engraving in Russia in 18th and Early 19th Centuries

www.russianprints.ru

Museum Quarter

www.quarter.arts-museum.ru

Просветительская деятельность

Создатель Музея, профессор московского университета Иван Владимирович Цветаев задумывал его как центр художественного образования широкой публики и с самого начала предполагал ведение просветительной работы. Сам подбор коллекции слепков, отличающийся уникальной полнотой и продуманностью состава экспозиции, является своеобразной энциклопедией классического искусства.

Начиная с первых лет существования Музея, его просветительную деятельность отличает демократичность, обращенность к самой широкой аудитории, что получило особое значение в первые годы после революции, когда основной аудиторией Музея стали рабочие, красноармейцы, студенты и школьники.

В 20-е годы ХХ века складывались основные формы работы музея с публикой — общедоступные экскурсии на материале экспозиции и выездные лекции в сопровождении репродукционного материала. Среди сотрудников Музея, читавших в эти годы лекции и проводивших экскурсии, были крупнейшие ученые и музейные специалисты В.Н. Лазарев, В.И. Авдиев, В.Д. Блаватский, А.В. Бакушинский; «лектора-руководители» А.В. Живаго, А.Н. Замятина, Н.М. Лосева и другие. В 20-е годы тематика лекций и экскурсий носила по большей части историко-культурный характер, например «Памятники быта Древнего Египта», «Типы атлетов в греческой скульптуре» и т.п.

С 30-х годов, после создания картинной галереи и расширения коллекции подлинников, в Музее складывалась методология популяризации искусства, в которой ведущее место принадлежит искусствознанию. Появилсиь циклы углубленных экскурсий по залам Музея. В 30-е годы был организован методический совет, в который входили крупнейшие ученые В. Н. Лазарев, В. И. Авдиев, В.В. Павлов, А.А. Сидоров, руководивший всей научно-просветительской работой Музея. К этому же времени относится организация первых публичных лекций по архитектуре и творчеству крупнейших мастеров мирового и советского искусства. К чтению лекций были привлечены видные представители советской архитектуры И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, И.А. Фомин, также известные искусствоведы М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев, А.В. Бакушинский и др. Лекционная деятельность Музея не прекращалась и во время войны, когда осенью и зимой 1941–1942 годов в доме ученых было прочитано 19 лекций по истории мирового искусства. Лекции читались и в госпиталях.

В середине 1950-х–60-е годы происходило окончательное формирование системы музейной художественной популяризации искусства, многие из форм которой родились именно в стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сложились новые виды цикловых экскурсий не только исторического типа, но и так называемого теоретического. Например, цикл экскурсий «Беседы о живописи» знакомил зрителей с основными эстетическими категориями искусства, с разнообразными возможностями его художественного языка.

В 1954 году при Музее открылся постоянно действующий публичный лекторий, существующий до наших дней. В сотрудничестве со Всесоюзным обществом «Знание» научные сотрудники Музея выезжали с циклами лекций во многие города нашей страны — в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Украину, в прибалтийские республики. Большое число выездных лекций читалось в лекториях Москвы и ее окрестностей — в школах, высших учебных заведениях, Домах культуры.

За время существования музейного лектория в нем прочитаны десятки разнообразных циклов лекций, сотни лекций, подчас уникальных, на темы, связанные с историей развития мирового искусства. В лектории Музея выступают не только научные сотрудники отдела популяризации и других научных отделов Музея, но и приглашенные специалисты, российские и зарубежные ученые.

Уже более 50 лет в Музее существуют кружки и клубы для школьников и дошкольников. Работа с детьми, истоки которой восходят еще к 20-м годам ХХ века, особенно бурно развивается на протяжении последних десятилетий. В настоящее время это направление просветительской работы выделилось в самостоятельный отдел — Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который открылся в отдельном здании 17 января 2006 года. В центре предусмотрены удобные, специально оборудованные помещения для проведения кружковых занятий, а также компьютерный класс, искусствоведческая библиотека для учащихся и учителей. Детям предоставляется возможность самим поработать в художественных мастерских — живописной, графической, керамической. Учащиеся могут выступать на настоящей сцене в прекрасно оборудованном зале, устраивать музыкальные вечера в камерном салоне, отдыхать в уютном арт-кафе центра.

В «Мусейоне» регулярно проводятся выставки детского рисунка, а также творчества профессиональных художников; драматические представления и музыкальные концерты детских и профессиональных коллективов; встречи с художниками. Среди основных направлений работы центра старейшими являются изостудия для дошкольников и младших школьников, клубы любителей искусств (КЛИ) и юных искусствоведов (КЮИ), кружки для дошкольников и младших школьников — «Семейные группы» и «Беседы об искусстве».

Большую роль в научно-просветительной работе Музея играет оснащение экспозиции и временных выставок справочными материалами — экспликациями и развернутым этикетажем.

Музей постоянно выпускает каталоги временных выставок, путеводители по залам постоянной экспозиции во всех своих зданиях и специальные издания, рассчитанные на школьников и учителей из серии «В помощь школе» по отдельным залам и разделам экспозиции.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru