Фаюмские портреты

Фаюмские портреты – самые ранние из известных образцов древней станковой портретной живописи. Они относятся к I-IV векам и выявляют органичное слияние древнеегипетской культуры с ее представлениями о необходимости сохранения после смерти облика двойника-Ка и древнеримской культуры с ее вниманием к индивидуальному образу личности.

Крупнейшие собрания фаюмских портретов в настоящее время находятся в Каире, Берлине, Лувре и в ГМИИ, который обязан этим В.С.Голенищеву и Ю.С.Нечаеву-Мальцову. Абсолютное большинство таких портретов происходит из погребений римского времени в районе Фаюмского оазиса (ок. 70 км к юго-западу от современного Каира). Открытие их произошло случайно в конце XIX века и с самого начала стало ясно, что эти образы резко отличаются от известных древнеегипетских картонажных масок с их идеализированным обликом.

В московском собрании насчитывается 22 фаюмских портрета, выставлено из низ 16. Они написаны на тонких дощечках из дерева (кипариса, липы, кедра) минеральными красками с использованием двух видов связующего вещества: яичного белка (темпера) или воска (энкаустика). Именно вторая техника – с учетом того, что воск быстро остывал – определила новую манеру письма мелкими плотными мазками, что позволяло создать живой образ и запечатлеть на доске изменения мимики, почти психологические нюансы.

Самый ранний портрет (кон. I в.) принадлежит немолодому мужчине с бритым лицом, одетому в синий плащ. Он несомненно, один из лучших по глубине раскрытия характера и убедительности передачи образа. Поворот головы в три четверти, асимметрия неправильных черт лица придают изображению живую подвижность. Само лицо выдает характер энергичного и волевого человека. Портрет написан в технике энкаустики; при изображении ресниц и для углубления теней ребром цеста (металлический стержень с лопаточкой на конце) проводились глубокие бороздки. Живописец в совершенстве владел этой сложной техникой. Судя по живости выражения, этот портрет, как и большинство других в I-II вв., вероятно, был написан с натуры.

В технике энкаустической темперы (смешанные восковые и яичные краски) написаны портреты мужчины средних лет и молодого человека в золотом венке. Оба изображения относятся к первой половине-середине II в. и обладают ярко выраженной неповторимой индивидуальностью.

В конце II – начале III в. стиль портретов претерпевает изменения. Им свойственны теперь четкий рисунок, непрерывный контур, локальный колорит, плоскостность. Вместе с тем образы по-прежнему отличаются большой выразительностью.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.