Литографированное издание
«Парад Ганса Макарта в Вене 27 апреля 1879 года»

Парад Ганса Макарта в Вене 27 апреля 1879 годаХромолитография по акварели Э. Штадлина. Лист из издания «Парад Ганса Макарта в Вене 27 апреля 1879 года». Вена, 1880. Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина

Литографированное издание «Парад Ганса Макарта в Вене 27 апреля 1879 года» («Hanns Makart's Festzug der Stadt Wien 27. April 1879») из хранения отдела визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина, которое мы предлагаем вашему вниманию, посвящено особому дню в истории Вены. В этот день в городе прошло грандиозное костюмированное шествие по случаю серебряной свадьбы императорской четы – Франца Иосифа I и герцогини Елизаветы Баварской (известной под именем Императрицы Сиси). Режиссировал крупномасштабное зрелище Ганс Макарт (1840–1884) – прославленный австрийский живописец, достигший к 1870-м годам пика беспрецедентной популярности в своей стране. Уже современниками парад был воспринят не только как пышное чествование монарха, но и как апофеоз «короля художников» Макарта. На следующий же день в австрийской прессе зазвучали призывы к выпуску памятных изданий, способных донести до потомков все великолепие праздника.

В Габсбургской Австрии второй половины XIX века регулярно проводились имперские торжества, игравшие большую роль в повышении престижа династии вообще и в поощрении культа Франца Иосифа I в частности. В дни рождения и юбилеи императора в городах организовывались театральные постановки, парады факелов и исторические шествия, финансируемые, как правило, добровольными ассоциациями горожан. Исторические костюмированные процессии значились среди самых популярных патриотических праздников в Европе, в частности широко распространены были в кайзеровской Германии. Подобные парады наследовали средневековым шествиям под флагами гильдий, придворно-аллегорическим маскарадам, массовым празднествам Французской революции, народным гуляниям. А их историческому уклону способствовал интерес к ушедшим эпохам, характерный для романтических тенденции XIX века, века «историзма». В этом ряду юбилейные торжества по случаю 25-летия брака Франца Иосифа I отличались сложностью постановки, пышностью костюмов и декораций, небывалым числом участников и зрителей.

Фотография парада 1879 года в ВенеФотография парада 1879 года в Вене. С сайта Австрийской национальной библиотеки

В процессе подготовки праздника Макарт создал 35 огромных этюдов маслом1, каждый около трех метров в длину и метр в высоту, с изображением представителей разных профессий в костюмах в стилях Ренессанса и раннего барокко. Эти эскизы представляли собой изобразительный сценарий шествия и одновременно являлись руководством для костюмеров. В день празднования, как писали газеты, «вымерли» все пригороды и окраины Вены. Сотни тысяч2 зрителей скопились в центре города и стали свидетелями как по еще недостроенной улице Рингштрассе, опоясывающий Внутренний город, от парка Пратер до моста Аугартенбрюкке, прошла процессия из 10 000 участников, среди которых около 2000 в образах исторических персонажей. Император с супругой, их свита и дипломаты наблюдали за процессией из временного павильона, который был возведен по проекту архитектора Отто Вагнера перед воротами Бургтор, отделяющими дворцовый комплекс с садами и замком от Рингштрассе. По замыслу организаторов, праздничная процессия должна была продемонстрировать расцвет Австрийской столицы и отразить различные стороны жизни города. Сорок театрализованных групп представляли основные мирные занятия и профессии. Корпорации судоходства, горнодобывающей промышленности, железных дорог; кооперативы кондитеров, мясников, гончаров, маляров и другие гильдии участвовали в процессии. Соревнуясь в роскоши и изобретательности, каждое объединение декорировало собственную передвижную платформу, которую сопровождал костюмированный эскорт. Аристократы приняли участие в составе внушительных охотничьих «поездов». В группе художников, наряженный во фламандский костюм эпохи Рубенса, ехал сам Ганс Макарт.

Ганс МакартСлева: Ганс Макарт. 1879. Фото: Виктор Ангерер. Деталь.
С сайта Австрийской национальной библиотеки
Справа: Хромолитография по акварели Э. Штадлина. 1880. Деталь.
Лист из издания «Парад Ганса Макарта в Вене 27 апреля 1879 года», Wien, 1880.
Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина

Макарт, разумеется, был не единственным организатором этой грандиозной постановки. Под его руководством трудились художники, архитекторы, декораторы и костюмеры. Одним из них был художник Эдуард Штадлин (Eduard Stadlin, 1845–1881), наблюдавший за единообразием художественного исполнения костюмов, занимавшийся дизайном и изготовлением эмблем, флагов и транспарантов. Его активное и плодотворное участие было вознаграждено назначением на должность художника-костюмера императорского Хофбургтеатра. Именно Эдуард Штадлин стал тем художником, который, опираясь на собственные впечатления, фотографии, иллюстрации к пресс-отчетам и ориентируясь на этюды Макарта, создал акварели для представляемого здесь издания. Пресса с восторгом встретила публикацию. Газеты писали о появлении «великолепной и реалистичной» художественной хроники венского парада; хвалили художника за точность деталей и за портретное сходство, с которым были изображены самые заметные участники шествия; восхищались верностью цвета и качеством печати.

Хромолитографии рекламировались как великолепное украшение интерьера3, а такое предложение, конечно, не могло быть адресовано искушенной элитарной публике. Возможно, ориентация серии на непритязательный вкус широкой аудитории стала одной из причин конфликта между Штадлиным и Макартом. Известно, что, хотя Макарт и дал разрешение на использование своих этюдов, он был решительно против того, чтобы его имя печаталось на обложке выпусков и было связано с этим изданием4. Австрийский юмористический еженедельник «Die Bombe» (1871–1925) отреагировал на ситуацию карикатурой: художники сходятся в поединке, оседлав тюбики с краской и сражаясь кисточками как копьями. Подпись под рисунком содержала вопрос: «За кем останется последнее слово, за Макартом или Штадлиным?»

Иллюстрация в еженедельнике «Die Bombe»Иллюстрация в еженедельнике «Die Bombe», 9-й год издания, № 43. Вена, 26 октября 1879.
Цифровая коллекция австрийских газет и журналов ANNO – AustriaN Newspapers Online

Серийное издание «Парад Ганса Макарта в Вене 27 апреля 1879 года» выходило с октября 1879 по октябрь 1880 года в крупном частном венском издательстве «Moritz Perles», по четыре листа в каждом из первых одиннадцати ежемесячных выпусков и два листа вошли в последний, двенадцатый выпуск5. Акварели воспроизводились в технике хромолитографии в литографическом заведении Дж. Хаупта (J. Haupt). Для многокрасочной печати литограф для каждого цвета выполнял рисунок на отдельном камне, а затем со всех этих печатных форм в определенной последовательности производились оттиски на один лист. Количество печатных форм для воспроизведения одной акварели доходило до 14 камней. Орган австрийских книготорговцев и издателей «Österreichische Buchhändler – Correspondenz» отмечал, что печать подобной работы сопряжена с огромными сложностями, которые в данном случае блестяще преодолеваются, а также выражал надежду, что с этого издания начнется расцвет хромолитографии в Вене6. Сегодня издание «Парад Ганса Макарта в Вене 27 апреля 1879 года» представляет собой ценный памятник издательской практики и типографского искусства последней трети XIX века.

Текст и комментарии к изображениям Анны Каск
В подготовке изобразительного ряда принимала участие Ада Беляева

Сноски в тексте:
1. Сейчас эти этюды хранятся в Музее истории Вены [Wien Museum].
2. По некоторым оценкам около 300 тысяч – Wiener Zeitung 06.10.2011 – http://www.wienerzeitung.at/nachrichten/kultur/museum/401565_Triumphale-Schau-des-Wiener-Buergerfleisses.html
3. Prospect. Lieferung 1 / Hans Makart's Festzug der Stadt Wien als Huldigung zur silbernen Hochzeit des Kaiserpaares naturgetreu chromolithogr. dargestellt von E. Stadlin. 27. April 1879. (Lieferungstitel). Wien, Perles 1880.
4. Behrens, Ralf Der Huldigungs-Festzug der Stadt Wien zur Feier der silbernen Hochzeit ihrer Majestäten Kaiser Franz Josef I. und der Kaiserin Elisabeth 27.04.1879 (Der Makart-Umzug) Die Festzugswerke (Электронный ресурс) // Academia.edu. 22.08.2016 – (URL: https://www.academia.edu/31413881/Der_Huldigungs-Festzug_der_Stadt_Wien_1879_Teil_2; дата обращения 13.09.2017).
5. В отделе визуальной информации отсутствуют семь листов, а также один нуждается в реставрации. Это следующие хромолитографии: Reisjagd (вып. 2, л.1); Buchdruck, Buch- und Kunsthandel; Sattler und Wagenbauer; Erzgießer, Gürtler, Broncearbeiter und Graveure; Bäcker und Müller (вып. 4, лл.1-4); Kassenfabrication (вып. 5, л.2 – требует реставрации); Schützen; Sänger, Veteranen (вып. 12, лл.1,2);
6. Österreichische Buchhändler – Correspondenz, № 40, Вена, 4 октября 1879. С. 393 – (Цифровая коллекция австрийских газет и журналов ANNO – AustriaN Newspapers Online: http://anno.onb.ac.at/)

Эта статья связана с разделами:
Отдел визуальной информации
САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.