Пантикапей – столица Киммерийского Боспора

Страницы: 123

Из истории археологических открытий Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Киммерийский Боспор. Это таинственно звучащее наименование мало что говорит большинству современников. (Илл. 1 – Карта Боспора).

Между тем это было одно из значительных античных государств на Юге России и Украины. Западные его границы лежали в районе современного города Феодосии, восточные пределы простирались до Кавказских гор, достигая округи городов Анапы и Новороссийска. Крайний северный форпост этого царства располагался в устье Дона и носил древнее название этой реки – Танаис.

На территории Боспора, помимо его основателей эллинов - выходцев из Милета, обитал разноязыкий сонм местных племен - скифы, меоты, синды, дандарии, а позднее сарматы. «Архонт всего Боспора и Феодосии, царь синдов, торетов, дандариев, псессов» - так в официальной титулатуре именовали себя грозные боспорские династы из рода Спартокидов.

Как сообщают античные авторы, в IV веке до н.э. могущество правителей Боспора и экономический потенциал подвластной им страны позволяли снабжать товарным зерном один из наиболее крупных и мощных греческих полисов - Афины. За эти благодеяния Афинский народ неоднократно прославлял боспорских Спартокидов в текстах почетных декретов, венчая их золотыми венками и воздвигая в их честь статуи.

Над гладью бухты, на берегу Керченского пролива, именовавшегося в древности Боспором Киммерийским, соединяющего Черное и Азовское моря, возвышается гора Митридат. (Илл. 2 – гора Митридат вид с моря).

Это наименование закрепилось за холмом, расположенном в историческом центре современного города Керчи в конце XVIII века, когда, в 1774 году, после победы Российской империи над Османской Турцией, Крым вошел в состав России. Среди российской научной общественности и просвещенной публики возник живейший интерес к изучению древней истории легендарной Тавриды. Прежде всего, внимание было обращено к той информации, которую сохранили античные авторы относительно древнегреческих центров северного побережья Черного моря - в древности Понта Эвксинского. Знаменитейшим из этих городов, несомненно, был Пантикапей - столица Боспорского царства, на акрополе которого в 63 г.до н.э. покончил счеты с жизнью легендарный правитель Понтийской державы, злейший противник могущественного Рима, соперник знаменитых полководцев Суллы, Лукулла и Помпея, царь Митридат VI Евпатор Дионис. (Илл. 3 – портрет Митридата VI).

Древние историки сообщают, что отличавшийся огромным ростом, физической силой и импозантной внешностью грозный царь присоединил к Понтийской державе обширные области Причерноморья, включая и Боспорское царство. Подчинив своей власти крымских скифов и заключив союз с сарматскими и другими племенами Митридат в 89 г.до н.э. вступил в длительное противоборство с Римом. Первоначально ему удалось завоевать Малую Азию, острова Эгейского бассейна, ввести свой гарнизон в Афины. Однако разбитый римскими легионами в трех кровопролитных войнах, Митридат лишился и собственного царства, и почти всех своих завоеваний. Тем не менее, он сумел с остатками войска пробиться по понтийскому побережью Колхиды и достичь Киммерийского Боспора. Пантикапей стал последним его прибежищем.

Неукротимый царь не смирился с поражением и, рассматривая Боспор в качестве плацдарма для продолжения войны с Римом, приказал готовить новый поход, стремясь, пройдя через Причерноморские степи, Фракию и Галлию, подобно Ганнибалу, вторгнуться в Италию, перейдя Альпы.

Эти новые планы, казавшиеся сподвижникам Митридата смертельно опасной утопией, а также сопровождавшие их претворение в жизнь злоупотребления сборщиков налогов и рекрутские наборы, вызвали восстание в городах. Начался мятеж и в собственных войсках царя, который возглавил, провозглашенный взбунтовавшимися воинами царем, старший сын Митридата Фарнак.

Осажденный восставшими на пантикапейском акрополе престарелый Митридат, после безуспешных переговоров, принял яд, предварительно умертвив находившихся при нем дочерей. Однако организм царя, с юных лет опасавшегося отравления и принимавшего в малых дозах различные яды, оказался не чувствителен к отраве. Тогда Митридат, не допускавший даже мысли о позоре римского плена, повелел командиру своих верных телохранителей-кельтов оказать ему последнюю услугу ... Меч Битойта пресек жизнь гордого владыки.

Именно в связи с этим драматическим событием холм в центре Керчи и в научной литературе, и в обиходной речи получил имя властного царя. Более того, народная молва и по сей день хранит предание о том, что в недрах холма покоится прах древнего повелителя, вместе с которым, якобы, погребен и золотой конь ...

С начала XIX столетия Керченский полуостров Крыма и, в первую очередь, городище Пантикапей, с расположенными вокруг него величественными курганами, становятся местами паломничества историков, филологов любителей классических древностей, писателей. Сочинения и путевые заметки таких путешественников и историков, как академик П.С. Паллас, П.И.Сумароков, П.И. Кеппен, И.М. Муравьев-Апостол, Фредерик Дюбуа де Монпере содержат ряд ценных сведений относительно виденных ими, еще существовавших в ту пору древних памятниках Боспора.

Открытие в 1830 году древних золотых сокровищ в кургане Куль-Оба, расположенном в 6 км к западу от Керчи, стало эпохальным событием в истории боспорской археологии. (Илл. 4 – Куль-обская серьга). Эти раскопки, проводившиеся под патронажем императорского двора, обогатили коллекции Эрмитажа шедеврами античного искусства. В то же время вызванная ими «золотая лихорадка», породила поколения керченских профессиональных грабителей могил, прозванных в народе «счастливчиками», которые нанесли значительный урон боспорским древностям. К сожалению, эта печально известная специальность с еще большим размахом процветает и сегодня.

Пантикапей, основанный как ионийская колония-апойкия в 80-е годы VI века до н.э., пережил периоды подъема и упадка, но в отличие от многих других античных городов Эллады, в которых и по сей день возвышаются живописные руины укреплений, колоннады храмов и величественных театров, (Илл. 5 – виды Эллады) его сооружения оказались буквально стерты с лица земли, а их остатки скрыты под толщей мощных культурных слоев. (Илл. 6 – вид горы Митридат с запада).

Особенно значительным разрушениям древний город подвергался во 2-й половине XIX веке, когда при строительстве Керчи шла интенсивная добыча камня, а на северном склоне Митридатова холма день и ночь дымили печи, в которых на известь пережигали мраморные архитектурные детали, скульптуру и плиты с надписями...

Драматична и история археологического изучения городища Пантикапея и его обширных некрополей. На протяжении XIX века они подвергались многочисленным, зачастую бессистемным, «разрытиям» и «разысканиям», в ходе которых полевая фиксация и документация либо не велись вовсе, либо осуществлялись не лучшим образом. (Илл. 7 – раскопки кургана в XIX веке).

Между тем, с территории Пантикапейского городища и его некрополей получен огромный и разнообразный материал, включающий эпиграфические документы, скульптуру, керамику различных стилей, типов и периодов, монеты, терракоты, бронзы, оружие, украшения из драгоценных металлов и т.д. Эти находки - свидетели тысячелетней истории столицы Боспора, рассеяны сегодня по многим музеям: Керчь, Санкт-Петербург, Одесса, Москва, Лондон, Париж, Мюнхен - вот далеко не полный перечень городов, в которых хранятся пантикапейские древности.

Как отмечал археолог Ю.Ю.Марти - руководивший Керченским музеем перед Второй Мировой войной, сделавший очень многое для изучения Пантикапея, «золото Куль-Обы ослепило всех... Научные изыскания отошли на задний план». Исключительно ценная в научном отношении деятельность первых исследователей Пантикапея: французского эмигранта Павла Дюбрюкса (Paul Du Brux) (Илл. 8 – План Дюбрюкса), градоначальника Керчи И.А.Стемпковского, первого директора музея И.П. Бларамберга по изучению археологической топографии, составлению планов еще сохранявшихся древних руин, к сожалению, отступила на задний план после открытия куль-обских сокровищ. Проблема воссоздания исторического облика древнего города и его акрополя долгие годы оставалась не решенной...

Систематические научные раскопки Пантикапея были начаты лишь в 1945 г. совместной Боспорской экспедицией ГМИИ им. А.С. Пушкина и Института истории материальной культуры АН СССР (Институт археологии РАН), созданной по инициативе проф. В. Д. Блаватского. С 1959 по 1976 гг. экспедицию возглавляла заведующая Отделом археологии ГМИИ им. А.С.Пушкина И.Д. Марченко, с 1977 г. по настоящее время ею руководит заведующий Отделом искусства и археологии Древнего мира Музея В.П. Толстиков.

Раскопки позволили не только сформировать уникальный раздел коллекции Музея, значительная часть которого представлена в новой экспозиции, но и обогатили науку ценнейшими материалами по истории и архитектуре столицы Боспора. За последние 25 лет добыт столь обширный объем научной информации, который не был получен за всю 150-летнюю историю раскопок на горе Митридат. (Илл. 9 – «Пританей»).

Вопросы, связанные с ранней историей Пантикапея, в том числе время его основания, специфика превращения поселения-апойкии в город, центр полиса, особенности формирования его архитектурно-планировочной структуры, политическая организация на раннем этапе и т.п. на протяжении долгих лет оставались наименее исследованными.

Страницы: 123
САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru