Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часы работы   вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
    чт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день   понедельник
Автоответчик   (495) 609-95-20
Справки по телефону   (495) 697-95-78
Экскурсионное бюро   (495) 697-74-12
Адрес   Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд   М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Стоимость входного билета:

  • 300 рублей – входной билет
  • 500 рублей – по пятницам с 17:00
  • 150 рублей – льготный билет
  • 250 рублей – льготный билет по пятницам с 17:00
  • БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Комплексные билеты*:

  • Главное здание, Галерея, Пятницы: 750 рублей / 400 рублей – льготный
  • Главное здание, Пятницы700 рублей / 350 рублей – льготный
  • Главное здание, Галерея: 550 рублей / 300 рублей – льготный

*на посещение постоянной экспозиции Музея и временных выставок (кроме мероприятий и выставок с отдельно установленной ценой), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, а в случае приобретения онлайн – 5 (пяти) дней с начальной даты посещения, выбранной при покупке. Обмену и возврату не подлежит.

Экскурсионное обслуживание

Искусство Древней ГрецииИскусство Эгейского мираИтальянское искусство XVII – XVIII вековИспанское и итальянское искусство XVII векаВыставочный залВыставочный залИскусство Франции XVII векаИскусство Франции первой половины XVIII векаИскусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX векаГреческое искусство поздней классики и эллинизмаИскусство Древней Италии и Древнего РимаЕвропейское искусство Средних вековНидерландская и немецкая скульптура XV-XVI вековИтальянская скульптура XV векаСкульптура МикеланджелоВыставочный зал.

На втором этаже размещены разделы искусства Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков и итальянского Возрождения, представленные слепками. Живописные залы знакомят с искусством Италии, Испании и Франции XVII — начала XIX века. На втором этаже расположены также выставочные залы.

Зал 21. Искусство Франции XVII века

Ведущим стилем во французском искусстве XVII столетия был классицизм (от латинского слова «classicus» — образцовый). Его важной чертой являлось возвращение к образам и формам античной классики и искусства эпохи Возрождения. Родоначальник живописи этого направления — выдающийся мастер XVII века Никола Пуссен. Его произведения отличаются спокойной, уравновешенной композицией, четким построением пространства, ясным контуром и пластичностью форм. Пять картин мастера, экспонируемые в этом зале, дают возможность проследить эволюцию творчества Пуссена и демонстрируют различные грани его таланта. Уникальное место в истории французской живописи занимает одна из самых ранних работ художника — «Битва израильтян с амореями» (около 1624-1625), созданная вскоре после приезда Пуссена в Рим. В ней заметно влияние искусства второй школы Фонтенбло и гравюр с работ Рафаэля и его школы. Картина «Ринальдо и Армида» с ее сочным и горячим колоритом отражает увлечение живописью Тициана. В своих работах конца 1620-х — начала 1630-х годов художник использует золотистую венецианскую гамму, в основе цветового строя лежат два теплых (красный и оранжево-желтый) и один холодный (синий) тон. Полотну свойственна особая лирическая эмоциональность и ощущение гармонии человека и природы. «Великодушие Сципиона» (1640) — произведение уже зрелого мастера, в котором проявляются основные черты классицизма Пуссена. Художник работает с чистыми локальными цветами, подчеркивающими отдельные формы. Образцом позднего периода творчества Пуссена является картина «Пейзаж с Геркулесом и Какусом», дающая обобщенный, эпически величавый образ природы.

↓ Показать полный текст

Клод Лоррен, как и Пуссен, был крупнейшим мастером классицизма. Этот художник полностью посвятил себя жанру пейзажа, итальянская природа стала для него источником вдохновения и основной темой искусства. В классических пейзажах Лоррена («Похищение Европы», «Битва на мосту») главное внимание уделено передаче пространства и света.

Другой путь развития демонстрирует творчество Валантена де Булоня («Отречение Святого Петра»). Почти всю жизнь художник провел в Италии. Познакомившись с творчеством Караваджо, основоположника реалистического жанра в искусстве XVII века, де Булонь стал его последователем. В зале также представлены произведения мастеров, принадлежащих к кругу Братьев Ленен, которые первыми ввели во французскую живопись крестьянскую тему. Имена этих авторов утрачены, в литературе они фигурируют под псевдонимами «Мастер бегинок» и «Мастер процессий».

Большая композиция Симона Вуэ «Благовещение» (1632), созданная для капеллы дворца кардинала Ришелье, дает представление об официальном придворном искусстве эпохи. В 1627 году художник был вызван из Италии ко французскому двору, где стал первым живописцем короля. В это время Ришелье предпринимал энергичные попытки создать во Франции национальную школу живописи. Через мастерскую Вуэ прошли многие художники того времени, ставшие впоследствии ведущими мастерами французского академизма, в том числе Шарль Лебрен и Пьер Миньяр. Лебрену принадлежит заслуга в создании «большого» декоративного стиля, определявшего искусство эпохи Людовика XIV. В портретном творчестве Лебрена знаковой работой является парадный «Портрет канцлера Сегье», хранящийся в Лувре. Наряду с произведениями подобного рода художник создавал портреты небольшого размера, отмеченные большой искренностью в передаче модели, к которым принадлежит «Портрет Мольера» из нашего собрания.

Живопись второй половины XVII века представлена главным образом работами портретистов. В своих парадных декоративных портретах Никола де Ларжильер («Портрет дамы») и Франсуа де Труа («Портрет Аделаиды Савойской»), не пытаясь дать индивидуальную характеристику модели, стремились, прежде всего, выявить те черты, которые соответствовали аристократическому идеалу красоты того времени.

Новаторская роль в так называемом движении «рубенсистов» принадлежала Шарлю де Ла Фоссу. Работы мастера демонстрируют разнообразие колористических поисков и творческое переосмысление искусства Рубенса, Веронезе и Рембрандта, характерные для рубежа XVII–XVIII веков.

Скульптурные композиции на античные темы украшали королевские сады и парки, как, например, представленные в экспозиции «Милон Кротонский» Пьера Пюже, «Эней, Анхиз и Асканий» Пьера Лепотра и «Диана на охоте» Ансельма Фламана.