Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часы работы   вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
    чт, пт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день   понедельник
Автоответчик   +7 (495) 609-95-20
Справки по телефону   +7 (495) 697-95-78
Экскурсионное бюро   +7 (495) 697-74-12
Адрес   Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд   М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Стоимость входного билета:

  • 300 рублей – входной билет
  • 150 рублей – льготный билет
  • БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Комплексные билеты*:

  • Главное здание и Галерея550 рублей / 300 рублей – льготный
  • Главное здание и Отдел личных коллекций500 рублей / 250 рублей – льготный
  • Главное здание, Галерея и Отдел личных коллекций: 750 рублей / 400 рублей – льготный

*на посещение постоянной экспозиции Музея и временных выставок (кроме мероприятий и выставок с отдельно установленной ценой), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, а в случае приобретения онлайн – 5 (пяти) дней с начальной даты посещения, выбранной при покупке. Обмену и возврату не подлежит.

Экскурсионное обслуживание

Искусство Древней ГрецииИскусство Эгейского мираИтальянское искусство XVII – XVIII вековИспанское и итальянское искусство XVII векаВыставочный залВыставочный залИскусство Франции XVII векаИскусство Франции первой половины XVIII векаИскусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX векаГреческое искусство поздней классики и эллинизмаИскусство Древней Италии и Древнего РимаЕвропейское искусство Средних вековНидерландская и немецкая скульптура XV-XVI вековИтальянская скульптура XV векаСкульптура МикеланджелоВыставочный зал.

На втором этаже размещены разделы искусства Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков и итальянского Возрождения, представленные слепками. Живописные залы знакомят с искусством Италии, Испании и Франции XVII — начала XIX века. На втором этаже расположены также выставочные залы.

Зал 22. Искусство Франции первой половины XVIII века

Стиль рококо появляется в начале XVIII века, расцвета достигает в эпоху Регенства (1715-1723) и во времена правления Людовика XV (1723-1774). Само название этого стиля происходит от французского слова «rocaille» — орнамент из раковин, который был излюбленным мотивом декоративного искусства того времени.

↓ Показать полный текст

В искусстве XVIII века происходит отход как от традиций строгого классицизма, так и от торжественной пышности, свойственной работам придворных художников Людовика XIV, оно тяготеет к интимности сюжетов и форм. Эти черты свойственны произведениям выдающегося живописца XVIII столетия Антуана Ватто. Его картины «Бивуак» (1709-1710) и «Сатира на врачей» (1712-1714) относятся к раннему периоду творчества мастера. Художник привнес в живопись светлую палитру, ставшую типичной для искусства рококо. Ватто освободил живопись от академических канонов, открыв новую эпоху. XVIII столетие вошло в историю французской культуры под названием «галантный век», так как в это время царил культ наслаждения. Созданный Ватто жанр «галантных празднеств» отражал вкусы и нравы современного общества. Впервые этот термин был использован в Академии для обозначения жанра произведения «Отплытие на остров Цитеры» Ватто (1717; Париж, Лувр). Никола Ланкре, Жан-Батист Франсуа Патер, Антуан Кийар, являвшиеся его последователями, отдавали предпочтение изображению галантных празднеств. На полотнах «Общество на опушке леса» Ланкре, «Майский праздник» Патера, «Пастораль» Кийара предстают дамы и кавалеры, расположившиеся в саду или парке. Они флиртуют, танцуют, музицируют, наслаждаясь прелестями жизни. Под влиянием искусства Ватто этим художникам удалось найти свой индивидуальный стиль. «Школа» Ватто развила и усилила декоративные черты его живописи, положив начало стилю рококо.

Искусство Франсуа Лемуана также связано с зарождением этого направления во французской живописи. Он прославился как художник-монументалист; наиболее знаменитым его произведением является плафон Салона Геркулеса Версальского дворца (1733-1737). Станковые работы художника раскрывают его талант колориста и мастерское владение живописной техникой, что подтверждают картины «Похищение Европы» и «Спящий амур», представленные в экспозиции. Через мастерскую Лемуана прошли Франсуа Буше и Шарль-Жозеф Натуар.

Франсуа Буше — первый живописец короля Людовика XV — был ярким представителем стиля рококо. Будучи человеком многогранного таланта, Буше работал как книжный иллюстратор, театральный декоратор, создавал картоны для знаменитых шпалерных мануфактур Бове и Гобеленов, рисунки для севрского фарфора, расписывал интерьеры. На протяжении долгого времени художественная жизнь во Франции XVIII столетия развивалась под непосредственным влиянием творчества Буше. Его картины «Геркулес и Омфала», «Пейзаж с отшельником» (1742), «Юпитер и Каллисто» (1744) отличаются светлым, нарядным колоритом, в композициях много округлых форм, изгибающихся линий. Живописные произведения подобного рода были предназначены для украшения интерьера. К стилю рококо относятся произведения и основных соперников Буше: Натуара и Карла Ван Лоо, в работах которых ощущается воздействие его искусства.

Французская пластика XVIII века многообразна по жанрам и материалам. В экспозиции представлены терракоты Жана-Жака Каффиери («Бюст Корнеля») и Клода Мишеля Клодиона («Речная нимфа»), бисквит (неглазурованный фарфор) «Грозящий амур» по модели Мориса-Этьена Фальконе и две мраморные скульптуры — «Бюст неизвестной» Жана-Батиста Лемуана, «Амуры, борющиеся за сердце» братьев Брош.