Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часы работы   вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
    чт, пт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день   понедельник
Автоответчик   +7 (495) 609-95-20
Справки по телефону   +7 (495) 697-95-78
Экскурсионное бюро   +7 (495) 697-74-12 (вторник, среда, четверг, пятница и суббота с 11:00 до 19:00)
Адрес   Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд   М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Стоимость входного билета:

  • 300 рублей – входной билет
  • 150 рублей – льготный билет
  • БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Комплексные билеты*:

  • Главное здание и Галерея550 рублей / 300 рублей – льготный

*на посещение постоянной экспозиции Музея и временных выставок (кроме мероприятий и выставок с отдельно установленной ценой), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, а в случае приобретения онлайн – 5 (пяти) дней с начальной даты посещения, выбранной при покупке. Обмену и возврату не подлежит.

Экскурсионное обслуживание

Искусство Древней ГрецииИскусство Эгейского мираИтальянское искусство XVII – XVIII вековИспанское и итальянское искусство XVII векаВыставочный залВыставочный залИскусство Франции XVII векаИскусство Франции первой половины XVIII векаИскусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX векаГреческое искусство поздней классики и эллинизмаИскусство Древней Италии и Древнего РимаЕвропейское искусство Средних вековНидерландская и немецкая скульптура XV-XVI вековИтальянская скульптура XV векаСкульптура МикеланджелоВыставочный зал.

На втором этаже размещены разделы искусства Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков и итальянского Возрождения, представленные слепками. Живописные залы знакомят с искусством Италии, Испании и Франции XVII — начала XIX века. На втором этаже расположены также выставочные залы.

Зал 26. Европейское искусство Средних веков

В зале представлены слепки и копии с выдающихся произведений раннехристианского, византийского и западноевропейского искусства средних веков. Средневековым в истории западноевропейской культуры принято считать период с V по XV век, от падения Западной Римской империи в 476 году до начала эпохи Возрождения. Средневековье создало культуру, отличную от античности. Эта эпоха была временем господства в Европе монотеистической христианской религии, отличавшейся стремлением к системности и развитым богословием. В рамках господствующего религиозного мировоззрения средневековое искусство отразило новое положение человека в мире, рожденное феодальным обществом, утверждало новые духовные и моральные ценности, на их основе создало свою эстетику.

↓ Показать полный текст

Предпосылки для формирования образного строя средневекового искусства сложились в эпоху поздней античности, когда зародилось христианство и оформился институт Церкви. Для ранеехристианских произведений характерна иносказательность: видимое лишь намекало на потаенный смысл изображенного. Таков характерный для раннего христианства «Добрый пастырь». Образ сохранил свое значение вплоть до V века, но изменил свою трактовку.

В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Восточную Римскую империю позднейшие историки назвали Византией, от имени мегарской колонии Византий, на месте которой римский император Константин I основал новую столицу империи Константинополь. В наибольшей сохранности дошли памятники византийского круга V–VI веков в церквах итальянского города Равенна. Копии с равеннских мозаик представлены в зале.

Византийцы, наследники античного мира, сохранили высокое профессиональное мастерство, им принадлежало неоспоримое первенство во владении техникой мозаики, которой они обучали европейских мастеров. Под воздействием византийских образцов были выполнены в XIII веке мозаики собора св. Марка в Венеции (в зале выставлены копии в мозаичной технике XIX века).

Иную картину развития являет в средние века искусство западноевропейских стран. Варварские завоевания сокрушили древнюю цивилизацию. Приобщение пришлых народов к античной культуре, прежде всего к римской, шло извилистым и трудным путем. Развитие искусства Западной Европы прошло несколько этапов, среди них наиболее значительными были два – романский (Х–середина XII века) и готический (вторая половина XII– XV века). Своеобразной преамбулой романики явилось искусство Священной Римской империи, возрожденной в Х веке немецкими императорами династии Оттонов. Одним из важных центров оттоновского времени был епископский город Хильдесхейм, где в литейной мастерской были созданы выдающиеся произведения средневекового искусства.

В X–XII веках важным художественным центром Западной Европы стала область долины Мааса (современная Бельгия). Слепок с выдающегося произведения маасского литейщика, которым мог быть Ренье де Юи, выставлен в зале.

Родиной готики (название условное: деятели Возрождения считали искусство этого времени порождением племени готов, разгромивших в V веке Рим) была Франция, королевский домен Иль-де-Франс, где новое искусство зародилось в 30-е–40-е годы XII века. В зале представлены слепки со скульптур самых прославленных готических соборов Франции в Шартре, Париже, Реймсе и Амьене.

К концу первой трети XIII века французская готика проникла в соседние страны. Во владениях германского императора в 1230-х годах «французская манера», как именовали готику современники, на первых порах проявила себя в скульптуре. На протяжении первой половины XIII столетия возникли выдающиеся скульптурные ансамбли в Страсбурге, Бамберге, Наумбурге. Слепки с этих произведений представлены в зале.

Особый путь развития в XIII и XIV веках прошла Италия. Здесь рано стали формироваться гуманистические воззрения, были живы знания и воспоминания об античной культуре, памятники которой сохранялись в Италии. Уже в XIII веке здесь закладываются основы культурного движения, получившем в дальнейшем название Возрождения. Предтечами итальянского Ренессанса были поэт Данте, живописец Джотто и скульптор Никколо Пизано, слепок с центрального произведения последнего – проповеднической кафедры пизанского баптистерия, представлен в зале.

В XIV веке новые веяния стали ощутимыми и на севере Европы, в Нидерландах. Нидердандский скульптор Клаус Слютер, работавший во французском Дижоне, создал один из монументальнейших скульптурных памятников своего времени – «Колодец пророков».