Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часы работы   вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
    чт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день   понедельник
Автоответчик   +7 (495) 609-95-20
Справки по телефону   +7 (495) 697-95-78
Экскурсионное бюро   +7 (495) 697-74-12
Адрес   Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд   М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Стоимость входного билета:

  • 300 рублей – входной билет
  • 150 рублей – льготный билет
  • БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Комплексные билеты*:

  • Главное здание и Галерея550 рублей / 250 рублей – льготный
  • Главное здание и Отдел личных коллекций500 рублей / 250 рублей – льготный
  • Главное здание, Галерея и Отдел личных коллекций: 750 рублей / 400 рублей – льготный

*на посещение постоянной экспозиции Музея и временных выставок (кроме мероприятий и выставок с отдельно установленной ценой), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, а в случае приобретения онлайн – 5 (пяти) дней с начальной даты посещения, выбранной при покупке. Обмену и возврату не подлежит.

Экскурсионное обслуживание

Искусство Древней ГрецииИскусство Эгейского мираИтальянское искусство XVII – XVIII вековИспанское и итальянское искусство XVII векаВыставочный залВыставочный залИскусство Франции XVII векаИскусство Франции первой половины XVIII векаИскусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX векаГреческое искусство поздней классики и эллинизмаИскусство Древней Италии и Древнего РимаЕвропейское искусство Средних вековНидерландская и немецкая скульптура XV-XVI вековИтальянская скульптура XV векаСкульптура МикеланджелоВыставочный зал.

На втором этаже размещены разделы искусства Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков и итальянского Возрождения, представленные слепками. Живописные залы знакомят с искусством Италии, Испании и Франции XVII — начала XIX века. На втором этаже расположены также выставочные залы.

Зал 2. Искусство Древнего Ближнего Востока

С момента открытия Музея в 1912 году зал был предназначен для показа произведений искусства древних народов Передней Азии. В оформлении зала №2 "Искусство Древнего Ближнего Востока" Главного здания использованы мотивы росписей дворцов ассирийских царей.
Зал был построен на средства С.А. Протопопова в честь Великой княгини Елизаветы Федоровны. Первоначально он назывался Ассирийским. 

↓ Показать полный текст

На двух стенах зала помещены слепки, заказанные основателем Музея, профессором И.В. Цветаевым, с барельефов из дворца Ашшурнацирапала II (883–859 гг. до н.э.) в Кальху (современный Нимруд) и Саргона II (722–705 гг. до н.э.) в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Оригиналы хранятся в Британском музее (Лондон), Лувре (Париж) и Переднеазиатском музее (Берлин). Барельефы с ритуальными сценами и изображением военных походов, сопровождаемые клинописным текстом, были своеобразной хроникой жизни и деяний ассирийских царей. При входах в зал стоят огромные изваяния крылатых быков и львов с головой человека. Фантастические фигуры, изображенные с пятой ногой для создания эффекта движения, некогда охраняли вход в церемониальные покои царей Саргона II и Ашшурнацирапала II. Оригиналы хранятся в Лувре и Британском музее.

В центре зала находится слепок (оригинал - в Лувре) со стелы с законами Хаммурапи, самыми знаменитыми законами древности.

На постаменте стоит большой урартский сосуд для хранения вина (карас), найденный во время археологических раскопок (при участии ГМИИ) в Армении, в окрестностях Еревана на холмах Кармир-Блур, где в древности находилась урартская крепость Тейшебаини. Карас датируется VIII–VII вв. до н.э. Также в коллекции представлены фрагменты урартских фресок из Арин-берда (Эребуни), предметы из бронзы, железа и кости, керамические сосуды.

Гордость коллекции – клинописные таблички (которых в ГМИИ хранится более 1700) – свидетельства трехтысячелетней истории Древней Месопотамии. Эти памятники происходят из Шумера, Вавилонии, Ассирии, Каппадокии, Египта и представляют собой тексты самых разнообразных жанров: документы хозяйственной отчетности, юридические документы, деловую переписку торговцев, царские надписи, гадательные тексты. Основу собрания составляют таблички из коллекций блестящего знатока древней истории, академика Николая Петровича Лихачева (1862–1936), а также знаменитого востоковеда Владимира Семеновича Голенищева (1856–1947).

В экспозиции зала представлены уникальные памятники древних земледельческих культур – хассунской и халафской (VI–V тыс. до н.э.). Все экспонаты были найдены в результате раскопок на Ярым-тепе I–II (северный Ирак) советско-иракской археологической экспедицией Института археологии АН СССР в 60-70-х гг. ХХ в. и переданы в дар Музею. Глиняные расписные сосуды, вылепленные без гончарного круга, покрытые растительным, геометрическим или зооморфным орнаментом, печати, амулеты, украшения позволяют заглянуть в мир древних земледельцев.

Искусство древнего Восточного Средиземноморья представлено произведениями финикийских и сиро-палестинских мастеров (рельефы, сосуды, жертвенник, бытовые и ритуальные предметы), созданными под влиянием искусства древнего Египта в I тыс. до н.э.

Об искусстве Ирана периода правления ахеменидской династии VI–V вв. до н.э. дает представление часть рельефа из битуминизированного известняка с изображением головы персидского лучника. Аналогичные рельефы были расположены вдоль лестницы царского дворца в Персеполе. Халцедоновая печать с изображением царя Артаксеркса служит прекрасным образцом ахеменидской глиптики. Данная печать наряду с четырьмя другими демонстрируется в особой витрине с проекцией голографического изображения в увеличении – промовизоре. Большая же часть печатей (конца IV–I тыс. до н.э.) находится в отдельной витрине в центре зала. Коллекция глиптики включает в себя памятники с территории Шумера, Аккада, Вавилонии, Сирии, Митанни и Ассирии.

Особая гордость собрания ГМИИ – фигурка адоранта и голова жреца, происходящие, судя по всему, из Мари, датируемые сер. III тыс. до н.э.

Искусство древней Парфии демонстрируется четырьмя ритонами II в. до н.э. – шедеврами косторезного искусства. Ритоны выточены из бивня слона и состоят из нескольких частей: протомы со скульптурным изображением мифологических или фантастических существ, патрубка с окантом и остролистом, ствола, фриза с рельефным изображением сцен из жизни богов и карниза со скульптурными головками. Выполненные под влиянием античных образцов, они служили для ритуальных возлияний.

В зале также выставлены памятники искусства древнего Кипра, находившегося на пересечении торговых путей. В античный период на него оказывали культурное влияние и Греция, и Передняя Азия, и Египет. Выставленные в зале сосуды и статуэтки иллюстрируют многообразие кипрского искусства I тыс. до н. э. Особенно интересно скульптурное надгробие, изображающее супругов за погребальной трапезой, датируемое V в. до н.э. Выполненное с большим мастерством, оно отражает стилистическое влияние древнегреческого архаического искусства.

Особое внимание в экспозиции уделено развитию письменности на Древнем Ближнем Востоке в III–I тыс. до н.э. Поэтому наряду с клинописными памятниками с территории Передней Азии в зале представлены иероглифические, иератические, демотические египетские тексты и даже кипрская плита с силлабической надписью.

Страницы: 1 2

Табличка старовавилонского времени с двумя шумерскими элегиями

Ок. 1700 г. до н.э.

Печать царя Артаксеркса

Время правления Артаксеркса III? (358 – 338 гг. до н.э.)

Страницы: 1 2