Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часы работы   вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
    чт, пт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день   понедельник
Автоответчик   +7 (495) 609-95-20
Справки по телефону   +7 (495) 697-95-78
Экскурсионное бюро   +7 (495) 697-74-12 (вторник, среда, четверг, пятница и суббота с 11:00 до 19:00)
Адрес   Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд   М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Стоимость входного билета:

  • 300 рублей – входной билет
  • 150 рублей – льготный билет
  • БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Комплексные билеты*:

  • Главное здание и Галерея550 рублей / 300 рублей – льготный

*на посещение постоянной экспозиции Музея и временных выставок (кроме мероприятий и выставок с отдельно установленной ценой), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, а в случае приобретения онлайн – 5 (пяти) дней с начальной даты посещения, выбранной при покупке. Обмену и возврату не подлежит.

Экскурсионное обслуживание

Искусство Древней ГрецииИскусство Эгейского мираИтальянское искусство XVII – XVIII вековИспанское и итальянское искусство XVII векаВыставочный залВыставочный залИскусство Франции XVII векаИскусство Франции первой половины XVIII векаИскусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX векаГреческое искусство поздней классики и эллинизмаИскусство Древней Италии и Древнего РимаЕвропейское искусство Средних вековНидерландская и немецкая скульптура XV-XVI вековИтальянская скульптура XV векаСкульптура МикеланджелоВыставочный зал.

На втором этаже размещены разделы искусства Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков и итальянского Возрождения, представленные слепками. Живописные залы знакомят с искусством Италии, Испании и Франции XVII — начала XIX века. На втором этаже расположены также выставочные залы.

Зал 14. Греческий дворик

Греческий дворик – один из самых больших и красивых залов музея, где экспонированы слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона (447–432 гг. до н.э.), портик храма Эрехтейон в натуральную величину, портик храма Гефеста на Афинской агоре – торговой площади, а также макет Афинского Акрополя.

↓ Показать полный текст

Акрополь – верхний город – древняя крепость Афин, расположенная на вершине скалы, поднимающейся на 80 метров над уровнем моря (её размеры 300 х 130 м). Знаменитые сооружения Афинского Акрополя были созданы во второй половине V в. до н.э. после победы, одержанной греками в греко-персидских войнах (500 – 449 гг. до н.э.). Общий замысел ансамбля принадлежит афинянину Фидию (ок. 500 – 431 гг. до н.э.), одному из величайших скульпторов Древней Греции.

С западной стороны расположен торжественный вход на Акрополь – Пропилеи (Большие ворота), украшенные двумя дорическими портиками. Справа от них, на скальном выступе, – храм, посвященный Афине Победительнице, вершину скалы венчают два прекрасных храма – Эрехтейон и Парфенон.

Небольшой по размерам Эрехтейон (421–406 гг. до н.э.), посвященный богам Афине и Посейдону, а также древнейшему мифическому царю Аттики Эрехтею, имеет четыре разных по размерам и формам портика. Южный портик со статуями девушек-кариатид вместо колонн воспроизведен в зале в натуральную величину. Мерное расположение фигур, ниспадающие глубокие складки дорических пеплосов, напоминающие каннелюры колонн, дополняют гармонию архитектурных форм.

Центральное место в композиции Афинского акрополя занимает величественный храм Афины Девы – Парфенон, построенный архитекторами Иктином и Калликратом в 447–438 гг. до н.э. Храм сильно пострадал от взрыва в XVII веке, в период турецкого владычества, когда венецианцы, осадив Акрополь, обстреляли Парфенон, превращенный турками в пороховой склад.

Небольшой макет-реконструкция дает представление о первоначальном облике Парфенона. По своему плану Парфенон – дорический периптер размерами 70 х 31 х 13 м, окруженный сорока шестью колоннами. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей и точный расчет масштабов здания по отношению к холму Акрополя делают его шедевром греческого зодчества. В зале воспроизведен юго-восточный угол храма в натуральную величину, высота колонн храма – 10,4 м.

Скульптурные композиции во фронтонах Парфенона (437–432 гг. до н.э.), созданные Фидием совместно с учениками, воссоздают легенды о богине Афине, покровительнице города. На восточном фронтоне мастер запечатлел сцену рождения богини из головы громовержца Зевса. Тема западного фронтона – спор Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. В древности на фронтонах было около пятидесяти статуй, до наших дней дошли поврежденными только одиннадцать.

Одновременно с работой над мраморными скульптурами Парфенона Фидий выполнил драгоценную хрисоэлефантинную (из золота и слоновой кости на деревянной основе) фигуру Афины, находившуюся в главном помещении храма. Она имела 12 метров в высоту, на её изготовление ушло 1200 кг золота. Описание этой скульптуры оставил римский писатель I века Плиний Старший. Целый ряд античных статуй до некоторой степени отражает её первоначальный облик. Наиболее соответствует описанию небольшая (около 1 м) статуя богини Афины Варвакион, выполненная из мрамора во II веке. Культовая статуя богини, находившаяся в Парфеноне, стояла на высоком постаменте, украшенном рельефами. Афина была представлена в величавой и торжественной позе, в длинной одежде, сиявшей золотом. На её голове – шлем, декорированный изображениями сфинкса и крылатых коней, на груди – панцирь-эгида с изображением головы Медузы Горгоны. На ладони богини – двухметровая фигура крылатой богини Ники, другой рукой Афина опиралась на щит, рядом с которым было изображение священного змея Эрихтония из позолоченной меди. Щит украшали рельефные изображения битвы греческих героев с амазонками и борьбы олимпийских богов с гигантами. Сохранилось римское мраморное повторение щита Афины Парфенос с изображением битвы с амазонками (Лондон, Британский музей). В V веке статую Афины Парфенос увез в Константинополь византийский император Феодосий II, и там, спустя сто лет, она погибла во время пожара.

На Афинском акрополе находилась также выполненная Фидием бронзовая статуя Афины Лемнии. Она получила название от острова Лемнос, куда переселилась группа афинян, преподнесших в дар родному городу скульптуру богини – покровительницы полиса. Статуя известна в римских мраморных копиях, слепки с которых находятся в экспозиции.

В Греческом дворике рядом с творениями Фидия можно видеть и скульптурный портрет выдающегося политического деятеля Афин, оратора и полководца Перикла работы скульптора Кресилая. С Периклом Фидия связывало духовное единство и личная дружба. По инициативе Перикла народное собрание Афин приняло решение о создании ансамбля храмов и статуй на вершине Афинского акрополя, которое воплотили в жизнь Фидий и его ученики.

В зале представлен целый ряд слепков с работ учеников и последователей Фидия, исполненных в третьей четверти V в. до н.э. и сохранившихся в римских мраморных копиях. В их числе большая статуя Афины, видимо, выполненная первоначально в хрисоэлефантинной технике скульптором Колотом для святилища Афины в Элиде.

Величавый и благородный стиль искусства Фидия сказывается в статуях бога-врачевателя Асклепия, главного греческого бога Зевса и богини мира Эйрены с богом богатства Плутосом на руках. Последняя была отлита из бронзы и находилась на торговой площади (агоре) в Афинах. Она наглядно выражает идею мира, несущего богатство и процветание. Её создатель – Кефисодот Старший был отцом и первым учителем прославленного скульптора IV в. до н.э. Праксителя, ярко выразившего в скульптуре идеалы нового этапа в развитии греческого искусства эпохи поздней классики.

Страницы: 1 2 3

Метопы храма «С» в Селинунте

Ок. 540-530 гг. до н.э.

Рельеф с изображением харит

Римская копия с оригинала работы Сократа (?), второй четверти V в. до н.э.

Аполлон из Тибра

Римская копия греческого оригинала 60-х гг. V в. до н.э.

Зевс

Римская копия с бронзового оригинала третьей четверти V в. до н.э.

Асклепий

Римская копия греческого оригинала середины V в. до н.э.

Модель Афинского акрополя

Фидий

Афина Лемния

Реконструкция на основе мраморных римских копий греческого бронзового оригинала ок. 450 г. до н. э.

Фидий

Голова Афины Лемнии

Реконструкция на основе мраморных римских копий греческого бронзового оригинала ок. 450 г. до н. э.

Южные метопы Парфенона

447 - 443 гг. до н.э.

Афинские всадники

447 - 438 гг. до н.э.

Гефестейон

Между 440 и 430 гг. до н.э.

Скульптуры восточного фронтона Парфенона

Ок. 440 - 432 гг. до н.э.

Скульптуры западного фронтона Парфенона

Ок. 440 - 432 гг. до н.э.

Щит Афины Парфенос

Римская копия оригинала работы Фидия, ок. 447-432 г. до н.э.

Амазонка Маттеи

Римская копия с бронзового оригинала ок. 440 – 430 гг. до н.э.

Афина Парфенос

Уменьшенная римская копия статуи работы Фидия третьей четверти V в. до н.э.

Афина Парфенос из Варвакиона

Римская копия со статуи работы Фидия, находившейся в Парфеноне

Афродита

Мраморная копия со статуи работы Фидия (?), ок 430 г. до н.э.

Страницы: 1 2 3