Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часы работы   вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
    чт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день   понедельник
Автоответчик   +7 (495) 609-95-20
Справки по телефону   +7 (495) 697-95-78
Экскурсионное бюро   +7 (495) 697-74-12
Адрес   Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд   М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Стоимость входного билета:

  • 300 рублей – входной билет
  • 150 рублей – льготный билет
  • БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Комплексные билеты*:

  • Главное здание и Галерея550 рублей / 250 рублей – льготный
  • Главное здание и Отдел личных коллекций500 рублей / 250 рублей – льготный
  • Главное здание, Галерея и Отдел личных коллекций: 750 рублей / 400 рублей – льготный

*на посещение постоянной экспозиции Музея и временных выставок (кроме мероприятий и выставок с отдельно установленной ценой), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, а в случае приобретения онлайн – 5 (пяти) дней с начальной даты посещения, выбранной при покупке. Обмену и возврату не подлежит.

Экскурсионное обслуживание

Искусство Древней ГрецииИскусство Эгейского мираИтальянское искусство XVII – XVIII вековИспанское и итальянское искусство XVII векаВыставочный залВыставочный залИскусство Франции XVII векаИскусство Франции первой половины XVIII векаИскусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX векаГреческое искусство поздней классики и эллинизмаИскусство Древней Италии и Древнего РимаЕвропейское искусство Средних вековНидерландская и немецкая скульптура XV-XVI вековИтальянская скульптура XV векаСкульптура МикеланджелоВыставочный зал.

На втором этаже размещены разделы искусства Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков и итальянского Возрождения, представленные слепками. Живописные залы знакомят с искусством Италии, Испании и Франции XVII — начала XIX века. На втором этаже расположены также выставочные залы.

Зал 6. Эллинистический и римский Египет, коптское искусство

В этом зале представлены экспонаты Греко-римского периода истории Египта (IV в. до н.э.– IV в. н.э.) и небольшая часть коллекции коптских тканей (IV–VIII вв. н.э.).

Экспонаты, относящиеся к Греко-римскому периоду являются красноречивыми свидетельствами проникновения в памятники древних египтян новых пластических решений. Это касается, в частности, расписных гипсовых масок I–II вв., которые, сохранив свое первоначальное назначение – идентифицировать в загробном мире неповторимую индивидуальность умершего, - по точности и реалистичности исполнения сравнимы с древнеримским скульптурным портретом. Эти маски клали на лицо мумии поверх пелены таким образом, что голова оказывалась приподнятой. Тем самым подчеркивалась идея возрождения умершего. Глаза по египетскому обычаю нередко инкрустированы стекловидной пастой, а прически соответствуют римской моде эпохи императоров.

Среди памятников римского времени очень важны т.н. фаюмские портреты – написанные темперой или восковыми красками на тонких кипарисовых пластинах и крепившиеся к мумии льняными бинтами поверх пелены, выполняя роль маски мумии. Группа таких масок впервые была обнаружена в Фаюмском оазисе, давшем название всем аналогичным артефактам. Коллекция фаюмских портретов ГМИИ, насчитывающая 22 экземпляра (в зале выставлено 16), принадлежит к числу наилучших собраний этого рода и дает представление о фаюмском портрете на протяжении его развития с к. I в. по IV в., от позднеантичного иллюзионизма до раннехристианской условности. Большинство экспонируемых портретов отличаются искусной манерой письма, ярким и сложным колоритом, выразительностью и достоверностью портретных образов.

В зале экспонируются три погребальные пелены римского времени. Такие пелены, в которые заворачивали умерших, были фактически заменой саркофага, т.к. на них, как правило, изображался сам покойный с избранными богами (например, Осирисом и Анубисом), а также писались магические тексты для благополучной загробной жизни.

Наглядное представление о мумификации данного периода дает мумия женщины с позолоченной маской и очень декоративно выполненной укладкой бинтов в виде ромбовидных кассет, украшенных бронзовыми бляшками.

В зале представлены образцы т.н. коптских тканей – тканых изделий, найденных в греко-римских и христианских погребениях IV – VIII вв. Это предметы одежды, церковного и домашнего обихода: туники, шали, завесы, покрывала, скатерти и др. Они украшались декоративными вставками, как правило, выполненными шерстяными нитями по льняной или шерстяной основе. Мотивы весьма разнообразны: это геометрические и растительные орнаменты, изображения животных, птиц, охоты, мифологических персонажей, библейские сцены. Ткани можно разделить на две группы: двухцветные, или пурпурные, и полихромные, отличающиеся ярким насыщенным колоритом. Изображения на тканях наделялись благопожелательной и охранительной символикой.