Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часы работы   вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
    чт, пт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день   понедельник
Автоответчик   +7 (495) 609-95-20
Справки по телефону   +7 (495) 697-95-78
Экскурсионное бюро   +7 (495) 697-74-12
Адрес   Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд   М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Стоимость входного билета:

  • 300 рублей – входной билет
  • 150 рублей – льготный билет
  • БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Комплексные билеты*:

  • Главное здание и Галерея550 рублей / 300 рублей – льготный
  • Главное здание и Отдел личных коллекций500 рублей / 250 рублей – льготный
  • Главное здание, Галерея и Отдел личных коллекций: 750 рублей / 400 рублей – льготный

*на посещение постоянной экспозиции Музея и временных выставок (кроме мероприятий и выставок с отдельно установленной ценой), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, а в случае приобретения онлайн – 5 (пяти) дней с начальной даты посещения, выбранной при покупке. Обмену и возврату не подлежит.

Экскурсионное обслуживание

Искусство Древней ГрецииИскусство Эгейского мираИтальянское искусство XVII – XVIII вековИспанское и итальянское искусство XVII векаВыставочный залВыставочный залИскусство Франции XVII векаИскусство Франции первой половины XVIII векаИскусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX векаГреческое искусство поздней классики и эллинизмаИскусство Древней Италии и Древнего РимаЕвропейское искусство Средних вековНидерландская и немецкая скульптура XV-XVI вековИтальянская скульптура XV векаСкульптура МикеланджелоВыставочный зал.

На втором этаже размещены разделы искусства Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков и итальянского Возрождения, представленные слепками. Живописные залы знакомят с искусством Италии, Испании и Франции XVII — начала XIX века. На втором этаже расположены также выставочные залы.

Зал 7. Византийское искусство. Искусство Италии XIII-XVI веков

Экспонаты этого зала дают возможность проследить переход от средневековой культуры к искусству европейского Возрождения и познакомиться с подлинными произведениями художников Византии и живописных школ Италии XIII– XVI веков.

↓ Показать полный текст

Византия

Небольшая коллекция византийских икон XIV века, хранящихся в музее, выразительно характеризует заключительный этап истории Восточной Римской империи, названной позднейшими историками Византией. Ее главным политическим и художественным центром был Константинополь. Здесь стойко сохранялись античные традиции, которые перерабатывались византийскими мастерами в соответствии с христианским мировоззрением. Особое место в духовной и художественной культуре Византии принадлежало иконам, культ которых стал специфической особенностью православия. Икона в переводе с греческого означает образ. Теория образа подробно разрабатывалась византийским богословием, которое считало священное изображение отражением божественного первообраза и посредником в общении верующего с Богом. На иконах изображался Христос, главнейшие события евангельского повествования, святые.

Замечательным памятником начала XIV века, хранящимся в музее, является икона «Двенадцать апостолов».

Искусство второй половины XIV столетия развивалось под воздействием идей мистического монашеского движения исихазма (от греческого «покой, безмолвие, отрешенность»), когда в иконописи утвердился строгий и суровый стиль. В музее находится изображение главы исихастского движения Григория Паламы, канонизированного в 1368 году. Еще более характерна для поздней византийской живописи икона Христа Пантократора (Вседержителя) второй четверти XV века.

Падение Константинополя в 1453 г. под ударами турок положило конец тысячелетней истории Византийского государства, оставившего глубокий след в европейской культуре своим неповторимым образным строем, высоким уровнем художественного мастерства, приверженностью античной традиции.

Италия XIII-XVI веков

Раздел итальянской живописи XIII–XVI веков – эпохи позднего Средневековья и Возрождения, представлен иконами и картинами, выполненными на протяжении почти трех столетий.

Искусство XIII–XIV веков, периода, получившего название проторенессанса (предвозрождения), восходит своими глубокими корнями к местным традициям романского искусства, а также к византийской иконописи. Одним из ранних памятников является житийная икона «Мадонна с младенцем на троне», принадлежащая кругу флорентийского художника Коппо ди Марковальдо и выполненная около 1270 г., и относящаяся примерно к этому же времени «Мадонна с младенцем на троне» Пизанского мастера.

Монументальное «Распятие» работы сиенского мастера Сеньи ди Бонавентура (раб. 1298–ок.1331), по всей видимости, было создано в период его работы в мастерской великого Дуччо ди Буонинсенья, с творчеством которого связано обновление художественного языка итальянской живописи. На примере «Распятия» (подобные изображения подвешивали над алтарями храмов) видно как постепенно меняется характер самой живописи, манера передачи человеческого тела.

Два фрагмента несохранившегося полиптиха (живописного алтаря) с изображением Марии Магдалины и Святого Августина принадлежат Симоне Мартини (1284–1344), ведущему представителю сиенской школы. Заслуживает внимания прекрасная «Мадонна с ангелами» работавшего во Флоренции Джованни ди Бартоломео Кристиани (упом. 1366–1398), отмеченная присущими второму этапу итальянского проторенессанса поэтической одухотворенностью и реализмом деталей.

Многостворчатый живописный алтарь – полиптих «Мадонна с младенцем Христом и святыми», исполненный в самом конце XIV века Франческо д'Антонио да Анкона, работавшим в области Марки, показывает, как воплощалась сложная иерархия земного и небесного начал в средневековой живописи.

В зале находятся небольшие переносные трехстворчатые складни-триптихи, подобные триптиху «Мадонна с младенцем и святыми», принадлежащему кисти флорентийского Мастера Мизерикордии (работал 1360–1380), а также фрагмент пределлы (нижней части алтаря) несохранившегося полиптиха – маленькая композиция сиенского мастера Сано ди Пьетро (1406–1481) «Усекновение главы Иоанна Предтечи».

Искусство XV века, эпохи Раннего Возрождения, часто называют, пользуясь итальянским термином – кватроченто (1400-е годы). Великие новаторские достижения первого поколения ренессансных мастеров вплоть до середины XV века сосуществовали с традициями позднего средневековья (Нери ди Биччи, Витторе Кривелли). Постепенное высвобождение живописи от ее чисто церковного предназначения привело к сложению светских, мирских жанров, к увлечению античной мифологией и сюжетами из древнеримской истории. К серии декоративных панно, некогда украшавших стены жилых покоев, принадлежит композиция сиенского художника Бернардино Фунгаи (1460–1516) «Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса», включающая в себя еще два эпизода из истории великого полководца.

Светское начало, интерес к современности проявились и в жанре портрета. «Мужской портрет», приписываемый кисти Антонелло да Салиба (1467–1535), интересен своей индивидуальностью, чувством собственного достоинства модели, философской соотнесенностью с масштабами мироздания.

Особое место в живописи Возрождения сохраняет образ Мадонны, которую художники наделяют всеми чертами высшего земного совершенства. «Поклонение Мадонны младенцу Христу» флорентийского художника второй половины XV века Псевдо Пьерфранческо Фьорентино, «Мадонна с младенцем и ангелом», также работавшего во Флоренции Бьяджо д'Антонио (1446–1508), и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» кисти Джованни Санти (1435–1494), отца великого Рафаэля, наполнены обилием бытовых деталей и подробностей, придающих этим традиционным сюжетам новое звучание светской станковой живописи, черты ренессансного реализма.

Искусство зрелого кватроченто представлено «Благовещением» Сандро Боттичелли – это две створки несохранившегося в своем целостном виде алтаря, изображающие традиционный христианский сюжет, которой в работе художника неожиданно обрел глубоко личную эмоциональную окраску, полную тревоги и грусти. Настроение покоя и созерцательности присущи прекрасной «Мадонне с младенцем», вышедшей из мастерской умбрийского мастера Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля. С искусством другого великого мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи связано творчество его ученика, Джованни Антонио Больтраффио (1467–1516), представленное «Портретом юноши в образе Святого Себастьяна».

Монументальная композиция крупнейшего венецианского живописца Раннего Возрождения Джованни Батиста Чима да Конельяно (ок. 1459–1517/18) «Оплакивание Христа с монахом кармелитом», – яркий пример превращения алтарной композиции в станковую картину.

Высокое Возрождение или чинквеченто (1500-е годы) представлено искусством Венеции XVI века. В Венеции окончательно складывается классическая тема «Sacra conversazione» – «Святое собеседование», где традиционная иконография полиптихов, изображающих Мадонну с предстоящими ей святыми на отдельных створках, превращается в станковую картину. На смену персонажам полиптихов, отрешенно пребывающим в вечности, приходит момент жизни – неторопливая беседа обращенных друг к другу и объединенных общим действием и настроением героев картины. К этому типу живописи принадлежат «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Георгием» кисти Париса Бордоне, ученика Тициана, и «Мадонна со святыми» Якопо Пальмы Старшего. Техника масляной живописи, которая, начиная с XV века, полностью восторжествовала в венецианском искусстве, дает возможность достичь не только цветового богатства, но и богатства фактуры живописи в изображении материальной красоты мира.

Небольшой «Пейзаж со сценами из жизни святых» работы феррарского художника Доссо Досси (1479–1542), вероятно, является фрагментом заднего плана какой-то несохранившейся большой картины. Увиденный с «высоты птичьего полета», с точки зрения особенно любимой мастерами Северной Европы, пейзаж уходит в бесконечную даль. Иллюзия глубины пространства создается градациями цвета – это пример так называемой «живописной» или «воздушной» перспективы. Математическое перспективное построение пространства, которое стало главным завоеванием итальянской живописи эпохи Возрождения, демонстрирует большая картина венецианского живописца Париса Бордоне (1500–1571) «Явление Сивиллы императору Августу».

Главой венецианской школы живописи был величайший живописец эпохи Высокого Возрождения Тициан Веччеллио (1488/89–1576). Его кисти приписывается «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини». Учеником Тициана и крупнейшим мастером венецианской декоративной живописи II пол. XVI века был Паоло Веронезе (1528–1588). Его прославленные росписи церквей и дворцов Венеции, грандиозные панно, украшавшие плафоны Палаццо Дожей, создали эффектный, необычайно декоративный стиль венецианской живописи. Хранящийся в музее маленький шедевр Веронезе – эскиз для одной из таких росписей, изображает Минерву. В экспозиции находится еще несколько произведений художников мастерской Веронезе, иногда выполненных при участии самого великого мастера. Картина «Отдых на пути в Египет» вызывает в памяти плафонные композиции Веронезе; в «Голгофе» – картине, написанной мастером в сотрудничестве с учениками, декоративные и изобразительные возможности виртуозной живописи Веронезе усиливают ее эмоциональную окрашенность.

Творчество художников других городов Италии – прежде всего Флоренции и Рима, завершает эпоху Возрождения, образуя заключительное направление в искусстве XVI века – так называемый маньеризм. Картина ученика Рафаэля, римского художника Джулио Романо (1499?–1546) «Дама за туалетом» восходит к классической ренессансной иконографии изображения Венеры перед зеркалом, но по сути представляет собой тип мифологизированного портрета.

В высших достижениях маньеризма высочайший уровень профессионализма и живописного мастерства воспринимаются как блистательный итог эпохи Возрождения, итог того пути от иконы к картине, который привел к полному изменению языка живописи. Таково великолепное полотно художника Аньоло Бронзино (1502– 1572) «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем». Придворный художник герцогов Тосканских Аньоло Бронзино придал чертам лица Мадонны и младенца Христа сходство с женой Козимо I Медичи, Элеонорой Толедской, и их сыном, а в чертах лица св. Иосифа многие видят портрет самого герцога.

В коллекции музея хранится портрет Козимо Медичи, великого герцога Тосканского, восходящий к оригиналу Бронзино и написанный в его мастерской. Его можно рассматривать как типичный пример маньеристического портрета, создающего образ замкнутой надменной личности. «Портрет юноши» и «Портрет кардинала Джованни Сальвиати» работы Пьер Франческо Фоски наделены чертами психологического анализа характеров изображенных, что рождает у зрителя ощущение неясной тревоги, сомнений, душевной сложности.